Ракетный кризис Москвы и Тегерана пойдет на пользу Киеву

В тени скандала между Ираном и РФ  по вопросу поставки систем ПВО не трудно обнаружить противоречия и в других сферах – газовой и атомной. Если их нагнетание продолжится, то Киеву будет легче находить покупателей на свою технику    

 

Заявление Ирана о подготовке иска в Международный арбитраж против РФ за срыв поставки зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) С-300 имеет три вероятных причины – рыночную, дипломатическую и газовую. Если подтвердятся первые две из них, то ирано-российское охлаждение вполне может оказаться фальшивкой, призванной сбить с толку США и Израиль. Если же главной причиной охлаждения окажутся газовые противоречия, то в итоге станут очевидны успехи США по выдавливанию РФ из Ирана.

Самое простое объяснение имеет рыночную основу. Контроль над небом давно стал обязательным и главным элементом стандартной международной военной операции. Это подтвердилось в Ливии, и повысило и без того высокий спрос на средства ПВО со стороны вероятных объектов операций: Ирана и Сирии. Иск Ирана к РФ, с такой точки зрения, выглядит логичной иллюстрацией увеличения спроса.  

Второе объяснение – дипломатическое: очистка иранских обязательств перед Сирией. Иран несет обязательства перед Сирией как своим военным союзником. Как только в Сирии началась революция, господствующий в этой стране режим Башира Асада был вынужден сократить сирийский военный контингент в соседнем Ливане. Контингент был развернут во многом с целью сдерживания влияния на Бейрут палестинской группировки ХАМАС. Чтобы облечить Сирии задачу сокращения войск, Иран зимой 2011 года временно прекратил финансирование ХАМАС. Делал Иран и другие жесты. Пользуясь послереволюционной неразберихой в Египте, эскадра ВМФ Ирана месяц назад впервые за 30 лет смогла пройти египетский Суэцкий канал и посетить Сирию. Еще одним подобным жестом должно было стать выполнение Ираном обязательств по предоставлению Сирии в аренду ЗРК С-300ПМУ. Судебный процесс против РФ позволит Тегерану дипломатично избежать выполнения таких обязательств, проще говоря и найти крайних.  

Третье объяснение ирано-российского охлаждения – газовое. В этом случае причина состоит в очень вероятном уходе российского "Газпрома" с иранского месторождения Южный Парс. Как произойдет этот уход – в форме ареста иранских активов  "Газпрома" или в форме их спешной перепродажи – для поиска причин происходящего не суть важно. Важно то, это объяснение имеет подтверждения. Например, "Газпром" и сам стремился уйти, поскольку не мог закрывать глаза на антииранские обязательства, взятые РФ перед США. А то, что эти обязательства есть, подвердили события августа 2011 года. Перед заявлением Ирана о намерении подать в суд, правительство РФ говорили о переименовании комплекса С-300 в "Антей 1500". А затем, через несколько дней, вообще прозвучало заявление о снятии этих комплексов с производства.

В качестве причины было названо, с одной стороны, отсутствие внешних заказов, а с другой –  намерение перевести внутренние российские госзакупки на более дальнобойные комплексы С-400. Таких комплексов у РФ всего порядка 12-ти, и они среди прочего могут сбивать низкоорбитальные космические спутники.

Такие дергания Москвы не могли не напугать "Газпром". Помимо этого, ирано-российские отношения подпортило еще одно важное событие лета 2011 года: существенные технические сбои, которые произошли при осуществления подряда РФ на строительства иранской АЭС Бушер. Дело в том, что иранский заказчик нашел конструкторские недоработки российских строительных подрядчиков строительства Бушерской АЭС

Таким образом, если нынешнее заявление о суде – это реальное, а не фальшивое российско-иранское охлаждение, далее может последовать арест иранских активов РФ. Эта перспектива выглядит вполне логичной. Ведь по неофициальным данным, Иран за поставку С-300ПМУ уже давно перечислил "Рособоронэкспорту" немаленькую предоплату.

Наиболее вероятный объект ареста для возмещения этой предоплаты – доля "Газпрома" (30%) в консорциуме по освоению 3-й фазы иранского месторождения Южный Парс. И тут можно найти самый интересный момент нынешнего ирано-российского кризиса. Дело в том, что самое большое в мире месторождение газа Южный Парс всего разделено на 28 фаз (концессий). По сравнению с другими дисциплинированными концессионерами "Газпром" в последнее время начал себя вести не очень лояльно по отношению к Ирану.

Поначалу лояльность обеспечивалась тем, что "Газпром" в 2007-2011 годы под видом строительства Арабского Газопровода построил в Сирии инфраструктуру,  части которой оказались элементами Исламского газопровода, начатого Ираном к 2010 году. Но такие реальные шаги "Газпрома" по расширению экспорта газа из Ирана в Сирию в 2011 году внезапно прекратились. Свои права на одну из веток газопроводов Сирии с явной подачи "Газпрома" вдруг начал предъявлять Азербайджан, который конкурирует с Ираном за рынок газа Турции и Греции. Не взирая гражданскую войну в Сирии, весной 2011 года Баку начал переговоры о покупке долей в сирийских газопроводах. Обычно крайне разговорчивый в таких делах Кремль никак не отреагировал на данный инцидент. Москве для продолжения военных авантюр на Кавказе нужна больше лояльность Баку, а не Тегерана.

Если принять такие газовые объяснения как основную причину зарождающегося ирано-российского охлаждения, вполне возможно, что в ближайшее время события будут развиваться очень динамично. Не исключено, что охлаждение заденет и Украину, специалистами которой укомплектованы все российские компании по строительству Бушерской АЭС…

Если расширение географии ирано-российского охлаждения  произойдет, то ирано-российские разборки вокруг С-300ПМУ вряд ли станут для Киева неожиданостью. Объективно, Украина заинтересована в расширении географии поставок российских ЗРК.  В первую очередь как крупное государство-подрядчик производства С-300ПМУ. Во вторую – как главный транзитер. И в третью очередь – успех С-300 ПМУ на внешних рынках для Украины стратегически очень важен, поскольку рано или поздно заставит Киев вспомнить об  украинском ракетном комплексе "Борисфен", и найти наконец-то ассигнования на его производство. Окупить инвестиции позволит только эффективная экспортная работа, входе которой конкуренция с РФ неизбежна.

Странам НАТО появление такой конкуренции будет выгодно. Не ровен час, и российские поставки средств ПВО вместе с военными инструкторами доберутся до государств Латинской Америки, АСЕАН и Индокитая. Кому это надо? Лучше уж пусть это будут украинские поставки. Отечественный экспорт, в отличие от российского, не так политизирован: ведь многих бизнес Кремля на "советском наследии уже изрядно утомил.