Главная Новости Мир Росатом подставил чешскую подножку
commentss НОВОСТИ Все новости

Росатом подставил чешскую подножку

Раздутый в 2010 году миф о возможности выхода украинско-российской кооперации в ядерно-сырьевом секторе на рынки третьих стран уже через год перестал отвечать реалиям регионального рынка

9 декабря 2011, 00:02
Поделитесь публикацией:
Росатом подставил чешскую подножку

ВО ВРЕМЯ состоявшегося в октябре визита в Прагу глава Росатома Сергей Кириенко заявил Чехии о готовности РФ заняться инвестициями в чешскую уранодобычу. И хотя до принятия в ЕС в 2004 году Прага по экологическим мотивам обещала к 2008 году свернуть всю добычу урана, обещание выполнено не было. Как и перед вступлением в ЕС, добыча чешской государственной компании Diamo составляет 250–300 т закиси урана в год. Большая часть этого ресурса поставляется для обогащения в РФ и возвращается в виде элементов для топливных сборок, подлежащих загрузке в реакторы двух чешских АЭС.

Заявление Кириенко стало жестом бесцеремонного давления на нынешние украинские власти, которые рассчитывали на приоритетность ядерных инвестиций в Украину. Реакция Киева на этот жест была косвенной — 18 ноября состоялась фигуральная реанимация замороженного с 2007 года сотрудничества с французской корпорацией Areva. С этой компанией, которая некогда очень стремилась стать инвестором украинской уранодобычи, нынче договорились о сотрудничестве в другой сфере. Она взялась за переработку отработанного ядерного топлива американской компании Westinghouse, снабжающей Южно-Украинскую АЭС.

Эту новость можно считать не очень приятной для Москвы. Но возврат Areva явно не тянет на достойный ответ Украины на чешскую урановую инициативу Росатома. Ведь интерес Кремля к украинской добыче урана был еще в 2009 году четко оформлен в виде украинско-российского меморандума о развитии добычи урана и редкоземельных металлов. В 2010 году на волне не вполне оправданного пророссийского энтузиазма новой украинской власти этот атомно-ресурсный меморандум попытались возродить. По целому ряду причин возрождения не вышло. А тут вдруг еще и желание россиян инвестировать в Чехию.

Одна из причин несостоявшейся реанимации меморандума 2009 года кроется как раз в упомянутом выше энтузиазме. Так, параллельно "ресурсному" украинско-российскому проекту Киев по сугубо политическим мотивам начал проект "топливный" — создал украинско-российское СП по строительству Смолинского завода фабрикации ядерного топлива (производства топливо-выделяющих сборок). А параллельное продвижение ресурсного и топливного проектов не привело ни к чему хорошему. Украинская сторона хотела строить завод быстро и эффективно, так как надеялась на рост добычи украинского урана с нынешних 830 т до 1300 т в год. Российская сторона, по своим соображениям, думала наоборот. И обязалась вывести строящийся завод на полную мощность потребления урана в 400 т только через девять лет. Российские мотивы понятны — за этот срок Украина будет вынуждена потратить на импорт ядерного топлива из РФ денег столько, сколько хватит на строительство еще трех таких заводов, как Смолинский.

Хотя точных цифр нет (с 2007 года стоимость контактов Москва и Киев начали засекречивать), по экспертным оценкам, ежегодно импорт ядерного топлива из РФ обходится Украине в $272 миллиона.

То есть до вывода Смолинского завода на полную мощность Украина потратит $2,4 млрд. на покупку топлива у российского соучредителя этого предприятия. Тогда как стоимость строительства аналогичных 400-тонных заводов фабрикации за рубежом составляет $600–612 млн.

Такие перекосы в украинско-российском "топливном" проекте, мягко говоря, способны нивелировать любые двусторонние начинания. В том числе и попытки возрождения "атомно-ресурсного" меморандума–2009. И Киеву теперь ничего не остается, как погрузиться в детальный анализ целесообразности этого документа. А анализировать перспективы сотрудничества Украины и РФ в сфере добычи урана и редких металлов можно долго. Потому что в сфере редких металлов у российской стороны все не очень радужно, во всяком случае, по сравнению с очень богатой на эти ресурсы Украиной. У нас насчитывается добрых две дюжины крупных месторождений редких металлов, а на гигантской территории РФ таких всего три. Месторождений целого ряда материалов, ключевых для атомной промышленности и энергетики, у РФ вообще нет, это буквально единственное военно-ядерное государство мира, у которого нет собственных крупных запасов ни циркония, ни лития, ни титана. По урану ситуация не лучше. Российские складские запасы урана, конечно же, огромны (причем настолько, что никто в мире не может их квалифицированно подсчитать). Но что касается реальных промышленно извлекаемых геологических запасов, то оптимизма немного. Так, в Украине месторождений урана, подготовленных к коммерчески эффективной разработке и обеспеченных необходимой инфраструктурой, насчитывается чуть ли не 30, а в России едва наберется восемь.

Страны Восточной Европы, оставаясь крупными потребителями российского урана, судя по всему, понимают все эти тонкости планирования российской политики в сфере обеспечения атомной промышленности стратегическими материалами. По крайней мере, не только в Чехии, но и в Румынии прослеживается отчетливая тревога за стабильность поставок из РФ. Именно данные опасения и есть истинная причина отказа этих и других стран региона от ранее обещанного сворачивания собственной добычи. Но если следовать этой логике, Чехия, Венгрия, Словакия и Болгария, АЭС которых оснащены российскими реакторами, должны хоть как-то демонстрировать стремление приобщить к общим европейским заботам Украину. Ведь нашу страну стабильность цен и поставок российского ядерного сырья беспокоит не менее. Да и в целом, вряд ли Киеву когда-нибудь удастся справиться с ядерно-ресурсным и технологическим напором Москвы без адекватной поддержки стран-соседей.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Иван Петров
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!