Евросоюз станет конфедерацией

Все участники ЕС равны, но некоторые должны быть равнее - эту мысль озвучил глава польского МИДа. И весьма вероятно, что к ней прислушаются

ЗАЯВЛЕНИЕ министра иностранных дел Польши Радослава Сикорского о необходимости усиления интеграции в рамках ЕС может стать стартом коренной реформы всего Европейского союза. "Мы очень хотим, чтобы Евросоюз стал еще более интегрированным, чем раньше, и тем самым удалось бы избежать угрозы развала. Возможно, нам следует заново сбалансировать отношения Брюсселя со странами — членами Евросоюза. Я бы предложил, чтобы некоторые виды компетенции были навсегда переданы в руки отдельных государств-членов", — заявил он в интервью германскому изданию "Вельт". Фактически инициатива Сикорского, крайне возмутившая польских правых, всего лишь возобновила разговоры десятилетней давности о двухуровневой системе интеграции в "единой Европе". Политик только озвучил то, что витало в воздухе. Поскольку ""мягкий" надзор внутри Евросоюза показал свою несостоятельность, следует найти новые средства".
Высказывание руководителя внешнеполитического ведомства Польши выражает позицию стран "Веймарского треугольника". Устами Варшавы говорят в первую очередь Берлин и Париж, которые пока пытаются обкатать столь амбициозную идею на Центрально-Восточной Европе. Польша оказалась удобным рупором: она не является членом еврозоны и в то же время имеет в целом оправданные лидерские амбиции в "новоевропейском" сегменте ЕС.
То, что спасение не только единой валюты, но и самого Евросоюза, а также отдельных экономик в его рамках зависит от Германии и Франции, очевидно. Но они требуют соответствующей платы: получения контроля над системой принятия решений в бюджетно-финансовой и экономической сферах всего сообщества.
В результате ЕС может обрести очертания конфедерации, национальные правительства утратят ряд полномочий, а вместе с ними и часть суверенитета. Это означает, что экономическое лидерство Германии и Франции трансформируется в абсолютное политическое лидерство, а центр принятия решений в рамках "единой Европы" окончательно переместится в Берлин и Париж.
Но конфедерация — крайне неустойчивое образование, которое в большинстве случаев либо распадается, либо трансформируется в федерацию. Похоже, тактический альянс Германии и Франции склоняется к построению двухуровневой федерации на базе ЕС. Ее верхний уровень — формат валютного союза — будет определяться соответствием страны экономическим критериям. В случае трудностей, как, например, с Грецией, проблемная страна лишится места в валютном союзе, но при этом сохранит позицию в экономическом союзе. Таким образом, получается двухскоростная система, в которой аутсайдеры не создают угрозы лидерам. Правда, для этого национальные правительства должны передать часть своих экономических, финансовых и бюджетных полномочий, а вместе с ними и часть суверенитета, наднациональным структурам.
В первую очередь это касается унификации налогового и трудового законодательства стран-членов, внесения в национальные конституции пределов размера госдолга и бюджетного дефицита, постепенного введения европейских налогов и создания "европейского экономического правительства", распределяющего эти налоги.
Официальный Лондон уже высказался против внесения изменений в базовые документы ЕС, заявив, что реформа зоны евро может быть проведена и без этого. Однако Британия, вероятно, не получит поддержки большинства стран ЕС. Во-первых, Лондон не является членом еврозоны, а значит, рискует меньше других. Во-вторых, многие европейские страны, особенно из последних волн присоединения, готовы пожертвовать частью экономического суверенитета ради сохранения собственной экономики и стабильности. Ведь крах еврозоны поставит под вопрос их конкурентоспособность, приведет к сужению их рынков сбыта и разорению отдельных национальных экономик. Добровольное делегирование части суверенных государственных функций единому правительству на этом фоне выглядит меньшим злом.
Поэтому в ближайшее время Европу ожидает деление на два лагеря — сторонников и противников интеграции. Первый будет возглавлен Германией и Францией, второй — Великобританией и некоторыми странами Северной Европы (например Нидерландами), на стороне которых будут играть США, заинтересованные в ослаблении ЕС. Подобное противостояние либо приведет к созданию кардинально нового игрока на территории Европы, либо окончательно похоронит не только еврозону, но и весь Евросоюз.