Россияне тянут кабель на себя

Самый богатый таджик России Искандер Махмудов оказался собственником крупнейших в бывшем Союзе комплексов по выпуску кабельной продукции - экс-активов государственного ОАО «Азовкабель»

ЕСЛИ кабели для строительства и энергетики приносят доходы украинским производителям (лидерами рынка являются контролируемые менеджерами "Одесскабель" и "Южкабель"), то всю специализированную номенклатуру промышленного назначения прибрали к рукам россияне. Так, "Донбасскабель", ориентированный на производство проводов для угольной промышленности, в 2007 году у нынешнего вице-премьера Сергея Клюева приобрел "Севкабель-Холдинг" Геннадия Макарова. А Запорожский кабельный завод с начала нулевых годов находится в управлении группы "Энергетический стандарт" российского бизнесмена Константина Григоришина. Бердянское ОАО "Азовкабель" до недавних пор оставалось единственным промышленным гигантом, который не фигурировал в списке прямых российских владений.
Формально это ОАО до сих пор на 90% принадлежит Фонду госимущества, неоднократно пытающемуся избавиться от своих акций за весьма символическую, как для предприятия, которое когда-то входило в тройку крупнейших производителей Союза, сумму — $2 млн. Впрочем, такая цена легко объяснима: еще с конца 90-х основные фонды ОАО были выведены в ряд новых производств в обмен на 40–50% долей в их уставных капиталах. Но раскрутив на рынке свои "дочки", ОАО со временем лишилось контроля над ними. Крупнейшей из этих "дочек" на сегодня является ООО "Азовская кабельная компания" (АКК, с оборотом в 2010 году около 200 млн. грн.) и принадлежащее ему ОАО "Украинский научно-исследовательский институт кабельной промышленности".
С недавних пор недвусмысленные притязания на эти активы обозначили российские инвесторы. По информации "k:", в 2011 году в процессе внутренней реорганизации в капитал НИИ вместо АКК стало входить московское ООО "Югинвестпроект". И к январю 2012 года за счет допэмиссии доля последнего достигла 99% акций.
По информации "k:", руководитель нового владельца НИИ Олег Кирюхин также является заместителем гендиректора по внешнеэкономической деятельности компании "Уралкабель плюс". Это сбытовая структура ЗАО "Уралкабель" — одного из крупнейших производителей кабельной продукции в России. С 2006 года это ЗАО находится в составе "Уральской горно-металлургической компании" (УГМК), президентом и основным собственником которой является миллиардер Искандер Махмудов.
Вхождением украинского НИИ в орбиту влияния самого богатого таджика России дело не ограничилось. Планы Махмудова распространяются и на другие бывшие активы "Азовкабеля". По данным "k:", 99% капитала ООО "Азовская кабельная компания" принадлежат кипрской Sentera Limited. Этот нерезидент был основан в 2004 году с целью консолидации активов в кабельной промышленности стран СНГ, а одним из его основателей выступил Фонд Euroventures Ukraine. "В 2009 году фонд вышел из инвестиции, продав свою часть капитала менеджменту компании", — говорилось в его сообщении. На то время руководителем Sentera Limited был Александр Кодачигов — генеральный директор уже упомянутого "Уралкабеля".
Летом прошлого года УГМК объявила о передаче принадлежащих ей ЗАО "Сибкабель" и ЗАО "Уралкабель" холдингу Ostenford Holdings Limited, который создается совместно с ОАО "Электрокабель "Кольчугинский завод" Сергея Ситько. При этом контрольная доля в объединенной компании будет у Махмудова. Но среди передаваемых активов не оказалось украинской собственности, чему, видимо, помешали предрассудки россиян. "Отношения Украины и России непростые, а владельцы очень щепетильно относятся к этому вопросу. Они не хотят позиционировать "Азовский кабель" как часть своей группы, дабы не потерять часть украинского рынка", — объяснил "k:" источник, близкий к "Азовкабелю", отстраненность россиян от своей украинской собственности. В данном контексте нельзя не упомянуть длившуюся с 2006 года историю приватизации "Лугансктепловоза", которая привела к конфликту, в том числе судебному, между украинскими властями и "Трансмашхолдингом" Искандера Махмудова. Отчасти это объясняет осторожность, с которой российский бизнесмен относится к своим проектам в нашей стране. 27.01.2012
 ВАДИМ САВЕНКО