Украина станет родиной ГМО
Пока в цивилизованном мире сражаются за генетическую чистоту продуктов, отечественные власти привечают крупных производителей ГМ-продукции
В ЕВРОПЕЙСКИХ странах общественность открыто выступает против производителей, использующих генномодифицированные организмы (ГМО) в аграрной сфере. За последний месяц многотысячные пикеты прошли более чем в четырехстах городах 49 государств. Но в Украине, несмотря на формально действующий запрет использования ГМсемян, масштабную мировую кампанию решили проигнорировать.
БЛАГИЕ НАМЕРЕНИЯ
Динамика последних событий на отечественном рынке свидетельствует, скорее, о формировании обратной тенденции: транснациональные корпорации, которые проводят селекцию сельхозкультур методами генной инженерии, активно укрепляются сегодня в Украине. Как отмечает директор информационноконсалтинговой компании "ПроАгро" Николай Верницкий, патенты на 85% всех ГМсемян в мире принадлежат трем гигантам: Monsanto (США), Syngenta (Швейцария) и Bayer Crop Science (Германия). Среди крупных операторов, производящих ГМсемена, также компании DuPont и Advanta. И в ближайшее время по меньшей мере двое из пятерки лидеров прочно обоснуются в нашей стране — о строительстве собственных семенных заводов заявили представители Monsanto и DuPont.
По мнению руководителя аналитического департамента "Консалтинговой компании "ААА" Марии Колесник, изза глобального снижения потока иностранных инвестиций в отечественную экономику власти не будут препятствовать активности зарубежных компаний. Наоборот, чиновники попытаются преподнести эти инвестпроекты под соусом реализации масштабной национальной программы по развитию украинского семеноводства, бюджет которой (с учетом денег частных инвесторов) Минагропрод оценил в 1,5 миллиарда гривен.
Однако эксперты уверяют: у иностранцев совсем иные цели — больше всего их интересует отраслевой лоббизм и трансформация нормативнозаконодательной базы в нужную им сторону. Косвенное подтверждение тому — хронология текущих событий. Так, сначала международные компании анонсировали планы по строительству мощных заводов и договорились с властями о выделении земельных участков. Причем не гденибудь, а в украинских аграрных центрах — Monsanto планирует построить предприятие на 80 га на окраине Винницы (стоимость проекта $140 млн.), а DuPont уже этим летом готов запустить семенной завод в Полтавской области (мощность — около 500 тыс. посевных единиц гибридов в год), где ранее был построен логистический центр. Параллельно эти компании инициировали создание профильной организации (семенной ассоциации) и избирали ее руководителем директора по производству семян регионального подразделения Monsanto.
Производители отмечают, что украинские аграрии испытывают острый дефицит отечественных семян и ежегодно вынуждены переплачивать за высококачественный импортный посевной материал. Но неизвестно еще, что они получат в итоге. Ведь под прицелом генной модификации окажутся наиболее рентабельные культуры — кукуруза, подсолнечник, рапс и соя. И хотя представители Monsanto уверяют, что будут производить в Украине семена традиционной селекции, нельзя сбрасывать со счетов наличие лазеек в отечественной нормативной базе.
ЗАКОН ЧТО ДЫШЛО
До недавнего времени в Украине вообще отсутствовала какаялибо система научнометодологической координации лабораторий, исследующих продукцию с содержанием ГМО. Невзирая на то, что производителей и импортеров продуктов питания и напитков по закону обязали маркировать свои товары на наличие или отсутствие ГМО еще четыре года назад, лаборатории, проводившие такие анализы, функционировали, по сути, автономно. Они и сейчас неплохо зарабатывают на проверках, при этом их деятельность остается не скоординированной.
С минувшей осени ответственным за тестирование и разработку методов определения качественного и количественного содержания генномодифицированных компонентов и проведение их испытаний назначен Научнометодологический центр на базе Института пищевой биотехнологии и геномики Национальной академии наук. Однако информацию о проведенных там испытаниях считают непубличной.
Как отмечают эксперты, дело с регистрацией ГМсемян на отечественном рынке тоже продвигается крайне медленно, изза чего информация о реальных нарушителях законодательства о безопасности и качестве пищевых продуктов у нас отсутствует. Простой пример: в Украине до сих пор не введена форма для Госреестра генетически модифицированных кормов, кормовых добавок и ветеринарных препаратов, содержащих данные организмы. Как результат: компании формально могут нигде не размещать такую информацию. Любопытно также, что принятые прошлой осенью ВР изменения в Закон "О семенах и семенном материале" вопросов производства и оборота семян, выращенных с помощью новейших методов генной инженерии, никоим образом не касаются.
Работу по введению в Украине учета генетически модифицированных организмов вроде как попыталась сдвинуть с мертвой точки Генеральная прокуратура. Как сообщил начальник отдела защиты конституционных прав и свобод граждан Генпрокуратуры Роман Романчук, по итогам прокурорской проверки контролирующие организации (Госветфитослужба, СЭС и Госинспекция по защите прав потребителей) обязаны принять соответствующие меры. Непонятно только, как они смогут решить эту проблему, если ответственным за проверку семян на наличие ГМкомпонентов является совсем иное учреждение (Госсельхозинспекция).
В то же время президент АмериканоУкраинского делового совета Морган Вильямс убежден, что Украине необходимо легализовать производство генномодифицированных семян и разрешить их использование в посевах. По его словам, в будущем прокормить мир без выращивания генетически модифицированных культур будет невозможно. "Уже сейчас Индия, США, Канада и Бразилия производят ГМсемена. Если Украина не одобрит их в течение следующих двухтрех лет, она рискует остаться позади", — отмечает Морган Вильямс.
Слова американца похожи на открытый лоббизм. Учитывая, что далеко не все страны готовы впускать ГМкультуры на собственный рынок, это значит, что отечественные аграрии в перспективе могут потерять налаженные рынки сбыта по зерновым, техническим и масличным культурам как минимум по европейскому направлению, куда сегодня уходит около 20–30% поставок украинской кукурузы и сои и до 80% рапса. А рядовые украинцы обречены пребывать в неведении относительно того, насколько генетически чистые продукты в итоге попадают на их столы.