Главная Новости Мир Американскую мечту перезагрузят
commentss НОВОСТИ Все новости

Американскую мечту перезагрузят

Демографический сдвиг не только преобразит внутреннюю политику США, но и покончит с мессианством на внешней арене

3 июля 2013, 00:02
Поделитесь публикацией:
Американскую мечту перезагрузят

Сообщение Бюро переписи населения США о том, что смертность белого неиспаноязычного населения страны превысила рождаемость, назвать неожиданным сложно — этот демографический факт прогнозировался более десяти лет назад. Единственный сюрприз — что перелом случился не в 2020-м и даже не в 2016-м, как предполагали, а гораздо раньше. По сравнению с 2007-м в минувшем году рождаемость среди неиспаноязычных белых сократилась на 13% — таких перепадов не наблюдалось ни в годы Великой депрессии, ни во время Второй мировой войны.

Кто же может претендовать на роль наследника последней сверхдержавы, строители которой решили не обременять землю многочисленным потомством?

Испаноязычное меньшинство на сегодня является наибольшим в США — 16,7% от всего населения страны в 2011 году. При этом до 2050 года, по различным прогнозам, от четверти до трети американцев составят испаноговорящие — против 45–49% белых, к ним не принадлежащих.

Заметный рост предполагается также в афроамериканской общине (благодаря значительному количеству новорожденных), а также среди американцев азиатского происхождения (в основном благодаря иммиграции). Если в 1990 году в США проживало 900 тыс. рожденных в Китае иммигрантов, то в 2010-м — уже 2,16 млн. Похожая картина с выходцами из Южной Кореи и из других азиатских стран.

Вместе с преобладающим "цветом лица" Америка меняет и состояние души. Страна, взращенная на протестантской почве, дает крен в сторону католицизма. Если с 1960-х и до конца десятых католики США составляли около четверти населения — "белые" секуляризировались, а число латиноамериканцев росло, то с увеличением "латинской" общины, подпитываемой мощным потоком легальных и не очень иммигрантов, картина меняется. Ведь среди испаноговорящих американцев католиков более половины (52–56%).

Впрочем, "секулярное" крыло США тоже подпитывается — за счет выходцев из Азии. Более половины (52%) американцев китайского происхождения определяют свою религиозную принадлежность как "незаинтересованные в делах религии" (притом что 22% из них протестанты, 15% — буддисты и 8% — католики). Остальные выходцы из Азии от китайцев не сильно отличаются.

Радикальное изменение расовой и, как следствие, социально-религиозной демографической картины неминуемо приведет к изменению идеологии и тактики крупнейших политических сил США. До сих пор обе ведущие партии четко ориентировались на "свои" категории населения и даже "свои" штаты. Республиканцы опирались на WASP (White Anglo-Saxon Protestant — белых англосаксов-протестантов), демократы — на "униженных и оскорбленных". Предвыборная агитация строилась именно на осознании "интересов своего избирателя".

Смена состава избирателей, очевидно, изменит поведение игроков на политическом поле в двух направлениях. Демократической партии придется отказаться от идеалов гипертолерантности, в последнее время заменивших либерализм.

Эта проблема витала в воздухе во время первой избирательной кампании Барака Обамы — ему постоянно задавали "провокационные" вопросы об отношении к абортам, однополым бракам и т.п., зная, что ответ может не понравиться его религиозному, в первую очередь католическому, электорату. Обама удержал либеральное лицо, хотя сам как мог демонстрировал — и продолжает демонстрировать — свою личную приверженность традиционным семейным ценностям. С ростом религиозного градуса электората этого может оказаться недостаточно, особенно если речь идет о католиках.

В свою очередь республиканцы, теряющие поддержку в лице стареющих и постепенно вымирающих WASP, могут сделать ставку на относительно богатых и относительно многочисленных американцев азиатского происхождения и выступать с исключительно светских позиций. Подхватят ли они кренящееся знамя либерализма? Это зависит от настроений выходцев из Азии — между прочим, тоже придерживающихся довольно традиционалистских взглядов. Но в чем можно не сомневаться, так это в том, что никакие религиозные соображения не будут поставлены во главу угла. То есть идеология партий будет поляризована по вектору религиозности не в меньшей мере, чем по принципу экономическому.

Но возможен и другой путь — путь радикальных шагов. Демократы могут отказаться пересмотреть свою политику в тех вопросах, в которых она слишком уж расходится с позицией католицизма и многих традиционных протестантских деноминаций. Они могут закрепиться на осторожно исповедуемых ныне принципах светскости и защиты либеральных свобод. И, таким образом, им уже не придется рассчитывать на свой традиционный — в обоих смыслах — электорат. Республиканцам же ничего не стоит возвысить свой голос в защиту совсем не чуждых им и до сих пор традиционных ценностей: семьи, религии и минимального благосостояния для всех. Все, что им надо (а им придется это сделать в любом случае), — это приглушить привычную антииммигрантскую риторику.

Да и вследствие демографических сдвигов внешняя политика тоже изменится — вне зависимости от того, какой из двух рассмотренных сценариев будет реализован. Вероятно, с ростом количества испано-, афро- и азиоамериканцев "военизированный экспорт демократии" будет признан этически и экономически нецелесообразным. Многие из "новых американцев" — особенно иммигранты и их дети — на собственной шкуре знают, что такое "счастье по свистку".

Дрейф, скорее всего, произойдет в сторону влияния на окружающий мир с помощью "мягкой силы" (soft power). Присущий Америке на протяжении последней сотни лет мессианизм может ослабить позиции под влиянием растущего католического электората. Вероятным следствием этого станет прагматизация политики, с одной стороны, и бо´льшая гибкость в выборе средств — с другой. В то же время может возрасти ставка на воспитание элит в зонах интересов США. Начало этому уже положено — как государством (в форме USAID и аналогичных структур — пусть и неповоротливой и забюрократизированной), так и частными фондами — вроде Фонда Гейтсов, Макартура и многих, многих других. Эта миссия не будет откровенно христианской по форме — но весьма недалекой по содержанию. И Ватикан, к примеру, не преминет ею воспользоваться. Но для продвижения своих интересов самой старой и опытной дипломатии планеты вместе с "новой катехизацией" придется лоббировать и "новое образование", "новую медицину" — и много чего еще.

Возможно, эта миссия провалится, как провалилась политика самоизоляции США и терпит крах попытка серийного экспорта демократий. В таком случае об "американской мечте" придется пожалеть многим обитателям планеты. 



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Тарас Паньо
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!