Перевооружение по бартеру

Новым приоритетом оборонных расходов государства может стать сравнительно быстрый импорт вооружений по новым для Киева схемам

10 МАРТА министр финансов Александр Шлапак заявил прессе о введении моратория на новые государственные программы и отказ от финансирования уже существующих. По его словам, согласно решению Кабмина общее сокращение расходов по ряду госпрограмм должно составить 48 млрд. грн. "Мы пересмотрели перечень госпрограмм, которые в 2013 году не финансировались, и 42 такие программы сократили. Пересмотрели 82 решения предыдущего Кабинета министров, по которым внедрялись достаточно существенные проекты, которые требовали ресурсов", — уточнил глава ведомства. При этом, ввиду российской военной интервенции в Крыму, одними из новых государственных программ обещали стать срочные меры по ремонту и перевооружению Вооруженных сил Украины. Затронет ли объявленный мораторий новые актуальные ассигнования на оборону, глава финансового ведомства не сообщил. Однако велика вероятность, что затронет. Одними из бюджетных программ, упомянутых министром в качестве проигнорированных в 2013 году, являлись ассигнования на разработку и производство многоцелевого ракетного комплекса "Сапсан". Только на подготовку этого титульного для оборонного ракетостроения проекта в 2010–2011 годах уже было потрачено 200 млн. грн., пока весной прошлого года от проекта не отказались. Как заявлял бывший министр обороны Павел Лебедев, большинство этих средств генподрядчик проекта, днепропетровское ПО "Южмашзавод", расходовало на выбор типа автомобильной пусковой установки, тестирование ракетного топлива и его окислителя, а также выбора заправочной и стыковочной техники комплекса. Формально тогдашний отказ от этой оборонной госпрограммы был оформлен как решение правительства передать статус генерального разработчика комплекса киевскому ракетостроительному КБ "Луч" и ГХК "Артем". Но передачи статуса по факту так и не произошло, и начатая еще в 2003 году программа в очередной раз зависла в воздухе. Отвергнутая Януковичем программа "Сапсан" требовала для начала серийного производства более 2 миллиардов гривен ассигнований. Наряду с ней значительно больше — 16 млрд. грн. долгосрочных вложений — предусматривала нацеленная на 2016–2018 годы судостроительная программа "Корвет". Как решит вести себя новое правительство Украины с этими проектами, пока официально не заявляется. Но под давлением российской интервенции в Крыму наиболее актуальной целью оборонных ассигнований становится выработка не долгосрочных, а экстренных мер для более прозаических задач армии. В первую очередь, для немедленного пополнения летного парка ВВС и бронетанковых сил, а также для ремонта и продления срока эксплуатации уже существующих ракетных и артиллерийских вооружений. В теории почти весь необходимый для усиления обороны технический ресурс Украина могла бы изыскать или путем незамедлительной активизации выполнения существующих соглашений с НАТО, или путем интеграции с этим самым мощным в мире оборонным блоком — он имеет богатый опыт предоставления масштабной технической и финансовой помощи. Однако, судя по всем последним заявлениям представителей правящей парламентской коалиции "Батькивщины" и "Свободы", использовать такой внешний ресурс они пока не намерены. Осторожный подход к сближению с НАТО оправдывается внутриполитическими соображениями, такими как необходимость компромисса с умеренными пророссийскими силами востока страны. В такой ситуации единственной альтернативой НАТО выглядит быстрая и качественная перестройка всей системы оборонзаказа. Еще со времен второго президента Леонида Кучмы в качестве основного инструмента такой перестройки рассматривалось увеличение доли импорта вооружений по бартерным и офсетным контрактам. Последний вид сделок, условно говоря, официально гарантирует встречные услуги государства взамен импорта вооружений в кредит. В силу внешнеполитических ориентиров второго президента Украины, который хоть и позволил в начале 2000‑х законодательно проработать механизмы офсета и бартера, задействовать этот достаточно эффективный инструмент реформирования системы оборонзаказа Киеву не удалось. В отличие, к примеру, от Индии, которая смогла сделать быстрый рывок в переоснащении своей армии именно благодаря вышеупомянутым механизмам. И для Киева, зажатого между интервенцией, бюджетным секвестром и мораторием на новые расходы, переход к бартерным и офсетным схемам выглядит наиболее гибкой перспективой выхода из военного кризиса.