Русские националисты "заблудились" между Майданом и Донбассом
Влияние российской пропаганды оказалось сильнее первоначального всплеска симпатий русских правых к украинским «коллегам»
ГОВОРИТЬ о существовании русского националистического движения как некоей единой общественно-политической силы не представляется возможным: в современной России насчитывается несколько десятков правых организаций разной степени радикальности, легальности и массовости.
Этой ситуации, если рассматривать ее с "украинской колокольни", добавляет запутанности и то, что официальная политика РФ, воспринимаемая нами, к примеру, как "великодержавный русский шовинизм", самими русскими националистами может расцениваться как самое настоящее предательство интересов русского народа. В конце концов, очень многие русские националисты просто считают многонациональную Федерацию "антирусским государством".
Неудивительно, что при такой идейно-организационной пестроте единого отношения русских правых к Украине и украинскому вопросу не было и быть не могло. Но многое изменилось с началом массовых акций протеста минувшей зимой, и особенно после того, как о себе заявил "Правый сектор".
Отметим еще один интересный нюанс: правые организации разных стран Европы, несмотря на напрашивающиеся идеологические противоречия, вполне ладят друг с другом и обмениваются опытом. Общими местами, как правило, выступают антиглобализм, ксенофобия, неприятие современной "либерастической" демократии в широком смысле. А уж методы и формы уличной борьбы в современном урбанизированном обществе объективно приобретают общие черты. Недаром аббревиатуру А.С.А.В. (англ. all cops are bastards — "все полицейские — ублюдки") можно встретить от британских морей до киевских улиц.
Поэтому когда еще в декабре 2013-го в центре украинской столицы началось силовое противостояние с силовиками, в русской правой среде это вызвало оживление и националисты потянулись в Украину перенимать ценный опыт. Даже сам факт, что их разрозненным украинским "коллегам" удалось объединиться в рамках ПС, уже вызывал неподдельный интерес.
По сообщениям СМИ, на Евромайдане отметились представители российской Национал-демократической партии, движения "Русские", Национал-социалистической инициативы, "Русского имперского движения" и т.д. При этом некоторые гости из РФ не ограничились пассивным наблюдением и пополнили ряды ПС.
Популярный сетевой ресурс русских националистов "Спутник и погром" писал в декабре 2013 года: "На Украине народный протест — это тысячи радикальных националистов, которые могут занимать правительственные здания и не боятся штурмовать "Беркут" на тракторе. […] И это было прекрасно, потому что внушало надежду на то, что хотя бы малоросская часть русского народа в состоянии строго постучать в окошко своим слугам народа топором".
Проще говоря, русские правые, не воспринимающие "антирусскую" российскую власть, с завистью наблюдали в Киеве (особенно в середине января) то, что мечтали бы повторить в Москве.
Впрочем, были и такие, кто считал, что украинские националисты — заклятые враги всего русского и даже речи ни о каких взаимных симпатиях быть не может. И чем дальше, тем больше "правое общественное" мнение в России склонялось именно к такой точке зрения. Этому способствовала нарастающая "антибендеровская" истерия в Крыму и на юго-востоке, услужливо усиленная официальной пропагандой.
У русских правых наступает когнитивный диссонанс: ведь о якобы существующей угрозе своим национальным правам заявляют именно русские граждане Украины. Егор Просвирин, главный редактор "Спутника и погрома", говорит, что украинцы, которыми он еще недавно восторгался, "устроили войну символов, атаковав лениных, девятые мая, борцов с фашизмом, русский язык и т.п. […] Произошло невероятное — развернув войну исключительно на символическом плане, революционный Киев смог мобилизовать апатичный Восток".
Пожалуй, наиболее точно двойственность этой позиции выразил лидер движения "Русские" Дмитрий Демушкин: "Абсолютная подавляющая часть националистов, это без иллюзий, поддержала Майдан. Но при этом абсолютная часть националистов абсолютно точно поддержала и защиту русского населения, выступала против насильственной украинизации и против ограничения русского языка, дискриминации русских. Я выступил в поддержку Майдана во всех интервью и на всех видео, но при этом с вице-премьером Рогозиным тоже подписал заявление о защите русских Крыма".
Что ж, перефразируя Ленина: жить в России и оставаться свободным от российской пропаганды нельзя. Что и подтвердили русские националисты.