Фабрики – крестьянам
Города мира возвращают свою промышленность. Через несколько десятилетий их примеру неизбежно последуют населенные пункты Украины
ПРИМЕРНО сорок лет назад западный мир посетила креативная идея о переносе своих предприятий на территорию развивающихся стран с их дешевой рабочей силой. Аналитики объявили о смерти промышленности и заговорили о новой структуре постиндустриальных экономик.
ГОРОД СОЛНЦА
Если в начале 1970-х годов доля рабочих на рынке труда США составляла более 35%, то уже в 2009 году на промышленных предприятиях страны трудилось лишь 11,6 млн. чел. (10%). Не пережили прогресса в первую очередь заводыгиганты — их штат сократился почти втрое. К началу 2000-х годов в центре НьюЙорка не осталось ни одного крупного предприятия, а к 2010 году исчезли 64 тыс. вакансий для рабочих специальностей.
К чему привел этот процесс? Западные страны фактически лишились современных производств, которые переместились в Южную Америку и ЮгоВосточную Азию. И прежде всего — в Китай, который стал глобальным лидером по производству всего. Так, почти половина мирового текстиля и электроприборов выпускается сегодня в КНР.
Первыми в США забили тревогу власти Чикаго, четверть территории которого занимала промышленная зона. В соответствии с генеральным планом развития населенного пункта эти земли рассчитывали застроить жильем и офисными центрами. В 1983 году предпринимателям разрешили закрыть чикагскую фабрику музыкальных инструментов, а ее цеха переоборудовать в модные элитные лофты. В результате такой манипуляции стоимость квадратного метра недвижимости выросла здесь втрое, что привлекло в район и других девелоперов. Но изза организованных протестов жителей города, которые трудились на заводах, мэр Чикаго отменил выданное ранее разрешение на перевод земли промышленного назначения в жилую категорию.
Впрочем, о полномасштабном возвращении производства в США заговорили лишь несколько лет назад. Согласно прошлогоднему исследованию Массачусетского технологического института из 108 крупнейших фирм США 14% уже реализуют планы переноса производства обратно в Америку, еще треть собираются сделать это в ближайшее время.
Причинами реиндустриализации Штатов стало, во-первых, освоение месторождений сланцевого газа, что значительно снизило стоимость энергоносителей, во-вторых, за последние двадцать лет Китай перестал быть бедной страной. К примеру, зарплата самого заурядного менеджера среднего звена крупной компании — производителя электроники Huawai составляет в пересчете на украинскую валюту 12 тыс. грн. в месяц.
Да и вообще, по данным Международной организации труда, с 2000-х зарплата в ЮгоВосточной Азии росла почти на 8% ежегодно. Соответственно увеличивались и издержки производства.
В результате, по данным исследования Citibank, промышленное производство в США теперь всего на 7% дороже, чем в Китае, но на 15% дешевле, чем в Германии.
Даже корпорация Apple, которая производит гаджеты только за рубежом, в прошлом году объявила о планах строительства заводов в городе Меса (Аризона). ITгигант рассчитывает вложить в проект $578 млн. и организовать почти 2 тыс. новых рабочих мест.
Еще один пример. Летом 2013 года открылся новый завод персональных компьютеров китайской фирмы Lenovo со штатом 115 работников. Событие могло показаться заурядным — организовано очередное малое предприятие, если бы не место дислокации сборочного цеха — город Уитсетт в Северной Каролине. Это первый завод китайской корпорации на территории США.
По данным компании Boston Consulting Group, до 2020 года количество занятых в американской промышленности увеличится на 5 млн. человек, а к 2015 году экспортировать товары из Америки будет на 5–25% дешевле, чем из Японии и Европы.
"Нужно строить новые предприятия", — еще в 2011 году на форуме в Давосе поддержал американский индустриальный тренд британский премьер Дэвид Кэмерон. Деградация собственной крупной промышленности, по мнению высокопоставленного чиновника, является главным объяснением роста государственных долгов многих стран Европы. Тогда же Великобритания приняла решение вложить 50 млн. фунтов стерлингов в строительство ветровой электростанции. Казалось бы, зачем стране с достаточными запасами энергоносителей очередные ветряные мельницы? Правительство объясняет свое решение тем, что за счет закупки высокотехнологичного оборудования для электростанции у местных производителей власти острова рассчитывают стимулировать развитие этого сектора промышленности.
ТРЕТИЙ МИР УКРАИНЫ
Деиндустриализация нашей страны началась в конце 1980-х годов и проходила стремительно. И если в крупных городах бывшие цеха промышленных гигантов превратились в офисные центры и объекты индустрии торговли и развлечений, то в малых городах и райцентрах здания заводов преимущественно разрезали на металлолом и разобрали на строительные материалы.
К примеру, структура наполнения столичного бюджета за последние двадцать лет заметно изменилась — весомую долю в нем заняли доходы от аренды, торговли и бизнеса досуга.
Теоретически сохранившиеся пусть и в новом качестве промышленные зоны городов еще могут послужить по своему прямому назначению, так как изза нюансов отечественного законодательства в Украине бывшие производственные предприятия становятся коммерческой, а не жилой недвижимостью. Ведь процедура перевода здания из нежилого фонда в жилой до сих пор полностью не регламентирована.
Но ожидать реиндустриализации Украины в ближайшее время не приходится. Так, с 1990 по 2010 год удельный вес машиностроения в экономике нашей страны снизился в четыре раза. Если в 1989 году доля металлургии в экспорте составляла около 17%, а машиностроения — почти 38%, то сегодня картина совершенно противоположная: 33% — металлургия и чуть более 17% — машиностроение.
Этот процесс повлиял и на поведенческие установки населения Украины. Так, по данным Института социологии НАНУ, только 0,3% старшеклассников выбирают рабочие профессии. В результате крупнейшие промышленные холдинги страны столкнулись с кадровым дефицитом.
К тому же за последние годы в поисках работы в города мигрировало огромное количество сельского населения, ведь современные аграрные технологии направлены на значительное сокращение рабочей силы в растениеводстве. Бригада из десяти человек в сезон посевной или сбора урожая спокойно справляется с посевами на тысяче гектаров. Такая же тенденция в полной мере касается и функционирования животноводческих комплексов.
В результате украинская экономика имеет раздутую сферу услуг. При нашем жалком ВВП на душу населения в этом секторе должно быть занято не более 40% населения. В реальности же работает почти 66%. По этому показателю мы приближаемся к наиболее развитым странам, не имея на то никаких финансовых оснований.
И ситуация усугубляется. Например, согласно отчету Департамента промышленности и развития предпринимательства КГГА "О выполнении целевой программы содействия развитию малого и среднего предпринимательства на 2013–2014 годы в I квартале 2014 года" город проводит профессиональную подготовку почти сотни безработных по профессиям… парикмахера, маникюрши, повара, визажиста и т.п.
Впрочем, уже сегодня рабочая сила в Украине стоит на порядок дешевле, чем в КНР. И в конце мая Государственное агентство по инвестициям и управлению проектами и Китайская бизнесассоциация (КБА, штабквартира находится в Киеве) подписали меморандум о сотрудничестве. По словам руководителя Госинвестпроекта Сергея Евтушенко, "китайским компаниям просто экономически выгодно переносить свое производство в Украину, в том числе и изза близости к рынкам сбыта в ЕС".