О винном туризме без Крыма

Дария Басюк: Около 30% потенциальных туристов планируют винное путешествие

НА ВОПРОСЫ "k:" ответила Дария Басюк, исполнительный директор Ассоциации содействия развитию винного и гастрономического туризма в Украине, заведующая кафедрой туристического и гостиничного бизнеса Национального университета пищевых технологий.

В последние годы отечественная индустрия винного туризма развивалась динамично. В чем причина всплеска интереса к этому направлению туризма?

Качественному развитию отрасли предшествовал целый ряд факторов. С одной стороны, обострилась борьба не только между украинскими производителями вина, но и между ними и водочными брендами, ведь реклама последних превалирует везде. Да и по цене качественная водка выигрывает перед качественным вином. С другой стороны, Украина открыла свой рынок для иностранных вин — вкусных и качественных, пусть и более дорогих. Чтобы выжить в ужесточающейся борьбе за украинского потребителя, винные заводы начали активно заниматься таким видом маркетинга, как винный туризм, — знакомить посетителей с особенностями выращивания лозы, производства разных сортов вин и коньяков, проводить дегустации, фестивали и т.д. Этим достигается мощный эффект. По данным западных экспертов, винодельческое предприятие благодаря организации экскурсий и дегустаций может увеличить объемы продаж до 30%. Это подтвердили результаты исследования, которое недавно провела наша ассоциация. В частности, более 55% опрошенных нами респондентов, потенциальных участников винных туров, планируют приобрести до пяти бутылок вина, 33% хотели бы обогатить домашнюю коллекцию бутылок на десять. Еще один важный фактор развития винного туризма — противодействие фальсификату. Чтобы эффективно бороться с подделками, нужно знакомить людей со вкусом настоящих качественных вин. И, наконец, сегодня люди следят за правильным питанием, уделяют внимание балансу вкусов и полезности продуктов. Естественно, при таких условиях интерес к вину растет.

Украинцев принято считать "водочной нацией". Свидетельствует ли популярность винного туризма о том, что наш менталитет изменился?

В советские времена не существовало должной культуры потребления вина — люди относились к вину как к плохой альтернативе водке. Кроме того, в СССР очень много вина производилось ради количества, то есть оно было невысокого качества. Катастрофой для отечественного виноделия стало введение "сухого закона" в 1985 году. Лишь под конец 1980-х, после Чернобыльской катастрофы, когда учеными было доказано, что красное вино выводит радионуклиды, начали возрождаться отечественные винодельческие предприятия, наращиваться мощности производства прежде всего красного вина — его позиционировали как лечебное средство.

Сегодня распространение культуры потребления вина — это общемировой тренд, который подхватила Украина. С 2000 года количество выпитых литров вина в мире увеличивается в среднем на 2–3% ежегодно. Кроме традиционных стран — центров виноделия в Старом и Новом свете, мода на качественные вина распространилась на страны, где нет своих традиций виноделия либо они очень молоды. Возьмем, к примеру, Азию. В Японии популярность вина настолько возросла, что сегодня там даже в проектах жилых небоскребов предусмотрены помещения для частных энотек. Недавно к клубу лидеров винодельческой отрасли присоединился Китай. Это единственная страна в мире, которая на сегодня расширила площади под виноградники на 90% и вошла в пятерку крупнейших производителей и импортеров вина. Китайцы стремительно увеличивают потребление вина — за последние десять лет почти вдвое. Поэтому, как ни странно это звучит, специалисты говорят о китайском винном туризме как об одном из перспективных направлений локального турбизнеса.

Каковы перспективы отечественного винного туризма после аннексии Крыма, где была сконцентрирована львиная доля винных хозяйств страны?

Украинское виноделие и тематический туризм без Крыма, по крайней мере на данный момент, значительно пострадали. Если в ближайшее время не стабилизируются украинско-российские отношения, внутренние туристические потоки Украины будут больше ориентироваться на такие направления, как Закарпатье (Береговский, Виноградовский, Иршавский, Мукачевский районы), Одесчина, Херсонщина, на предприятия первичного и вторичного виноделия. Но пока говорить об этом рано.

Винные туры — удовольствие не из дешевых. Велика их целевая аудитория?

Полноценный классический винный тур по Украине стоит как минимум $400, что не очень комфортно для рядового украинца. Но это хобби-туры в чистом виде, ведь ежедневные посещения винодельческих предприятий, энотек, дегустация десятков вин интересны довольно узкому сегменту ценителей. В Украине более высоким спросом пользуются и будут пользоваться обычные потребительские туры на один-два, от силы три дня, когда экскурсии и дегустации сочетаются с основным отдыхом на морских или горных курортах. В целом же перспективы рынка хорошие. Всемирная туристическая организация не выделяет винный туризм отдельной статистической строкой, но, по оценкам международных экспертов, на него приходится около 1–2% международных прибытий. Наше исследование показало, что большинство украинцев уже знакомы с теми или иными формами винного туризма и активно интересуются культурой потребления вина. 12% потребителей уже путешествовали по винным маршрутам, а 34,5% участвовали в винных дегустациях и выставках. Хорошим сигналом является то, что около 30% потенциальных туристов планируют винное путешествие.

Есть ли у нас профессиональные кадры для дальнейшего развития отрасли?

Обеспеченность кадрами — очень важная составляющая успеха туристической отрасли. Например, во французском регионе Бордо университет VATEL специализируется именно на подготовке кадров в области эногастрономии, энологии и винного туризма, ведь регион ежегодно принимает до 16 млн. винных туристов. Украинские "винные амбиции" скромнее, но это не значит, что нам не нужны такие специалисты. В прошлом году в Национальном университете пищевых технологий начата подготовка специалистов по специализации "винный туризм". Кроме чисто туристических дисциплин студенты изучают технологию бродильных производств и этнические кухни народов мира, организацию работы сомелье — все то, что необходимо для представления нашей винодельческой индустрии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Поделиться