Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Визит президента Польши Бронислава Коморовского в Берлин 10 сентября можно смело назвать беспрецедентным событием. Впервые польский президент выступал с речью в немецком парламенте. Она была посвящена 75‑летию начала Второй мировой войны. К удивлению депутатов, рассчитывавших услышать исключительно исторические тезисы, речь польского президента оказалась злободневной. В ней прозвучало много конкретных предложений применительно к ситуации, в которой сегодня оказалась Европа. Коморовский откровенно говорил о политике на востоке Европы в контексте безопасности, об усилении влияния ЕС в этом регионе и о солидарной ответственности за него.
В материалах немецких СМИ подчеркивалось, что речь Коморовского была не только торжественной, но и стала своеобразным приглашением к большему, общему участию в судьбе Украины. Однако это приглашение не было исключительно жестом вежливости — президент не умолчал и о сложном польско-немецком историческом опыте. Эти фрагменты выступления широко анализировались в печати и заметно всколыхнули немецкую общественную мысль, возобновив дискуссию о нерешенных проблемах коллективной памяти.
Между тем заметно отличие позиций и настроений немецких политических лагерей к событиям на востоке Европы. Ведь нынешняя политика Германии представляет собой совокупность действий президента Германии Йоахима Гаука и министра иностранных дел ФРГ Франка-Вальтера Штайнмаера, однако на европейском уровне их затмевает сильная позиция канцлера Ангелы Меркель, которая повторяет тезис о невозможности силового выхода из кризиса в Украине. Тем самым четко формулируется желание деэскалации конфликта, даже если для украинцев это будет означать сложное перемирие.
Несмотря на то что Германия имеет один из самых крупных бюджетов в Европейском союзе, она демонстрирует откровенное нежелание наращивать военный потенциал. Такая позиция характерна не только для Берлина. Европейцы испытывают отвращение к войне как таковой. Это находит подтверждение и в результатах социологических исследований, которые регулярно проводит организация Transatlantic Trends. В ответах жителей ЕС и США на вопрос "может ли быть каким-нибудь образом оправдана война?" уже много лет наблюдаются значительные различия. В Европе утвердительные ответы на этот вопрос дают приблизительно 30% респондентов, в Соединенных Штатах — 70% (!). Кроме того, последние опросы Transatlantic Trends подтверждают увеличение на 13% поддержки лидерства Европейского союза на международной арене. Оказалось, что и американцы хотят большего присутствия ЕС в мире. В этом смысле речь Коморовского имела и незаурядное трансатлантическое измерение.
Интересно, что в последнее время очень заметно постоянное значительное изменение политики Берлина (особенно со стороны канцлера Меркель) в отношении восточноевропейских вопросов. Недавно на закрытой встрече в Берлине Франк-Вальтер Штайнмаер сказал, что немцам сегодня не хватает компаса в отношениях с Россией.
Новости партнеров