Главная Новости Мир Праздник святого продвижения
commentss НОВОСТИ Все новости

Праздник святого продвижения

Почему вместе с рождеством богов человечество отмечает рождение смайлика?

16 ноября 2014, 00:01
Поделитесь публикацией:
Праздник святого продвижения

В день, когда номер "k:" с этой статьей поступит в продажу, в мире будут отмечаться Всемирный день борьбы с диабетом и День социолога. В этот же день в Индии будут праздновать День детей, а в Беларуси — День кузнеца. Сегодня на каждый день календаря приходится какое-нибудь событие, а зачастую — не одно.

Внимательный взгляд на историю вопроса показывает, что в основе сегодняшнего изобилия всяческих праздников и памятных дат лежат два начала: политическое, связанное с глобализацией и политкорректностью, и коммерческое — праздники зачастую связаны с экономической выгодой.

Национальный джентельменский набор

Каждая страна из почти двухсот наличествующих в мире отмечает свои праздники. Как правило, часть из них относится к религиозным, часть — к историко-политическим, часть — это дань местным традициям.

С религиозными праздниками все достаточно просто и понятно. В зависимости от того, к какому вероисповеданию (или вероисповеданиям) относится население той или иной страны, они отмечаются согласно календарю конкретной религии. Варьируется разве что выделение того или иного праздника как выходного дня в разных странах: скажем, в Германии гуляют на пасхальный понедельник, в Италии — на католическое Богоявление (6 января), во Франции — на Вознесение Господне и везде — на Пасху.

В отношении истории и политики чаще всего в разных государствах отмечают День независимости, День провозглашения (основания) государства, как вариант — День революции. Еще — День Конституции. Нередко празднуется день рождения лидера: в монархических государствах — короля или королевы (Великобритания, Нидерланды, Таиланд и др.), императора (Япония), великого герцога (Люксембург). А в тоталитарных странах — того или иного диктатора: так, в КНДР празднуют дни рождения товарищей Ким Ир Сена (15 апреля, этот праздник называется День солнца) и Ким Чен Ира (16 февраля). Разумеется, в каждой стране имеются свои исторические события и личности, увековеченные в праздниках: как День Колумба в США, День Содружества в Великобритании, День единства Германии, День святого Иштвана в Венгрии или День святого Иоанна Крестителя на Мальте.

И, конечно же, в каждой стране отмечают свои оригинальные праздники: как День благодарения в США, День святой Жанны д’Арк во Франции, День Реформации в Германии, День рождения Джульетты в Италии, День моря в Японии и так далее.

Во многих странах мира отмечают и международные исторически сложившиеся праздники — такие как Новый год с трехтысячелетней историей, восходящей еще к Древней Месопотамии. Сюда можно отнести День святого Валентина, насчитывающий 16 веков, первоапрельский День смеха, уходящий корнями в XVI век, День труда, отмечаемый в большинстве стран 1 мая (с 1890 года), Международный женский день — 8 марта (с 1910 года). Ряд праздников давно перешагнул национальные границы и празднуется по всему миру: ирландские Хеллоуин и День святого Патрика, франко-американский Марди Гра, немецкий Октоберфест.

Однако ХХ век наплодил, а новое тысячелетие продолжает плодить все новые и новые праздники. Чуть ли не каждый день, заходя в Google, мы натыкаемся на какую-то картинку, которая символизирует тот или иной памятный день. Откуда же они берутся?

Глобализация и политкорректность: сестры и серьги

Так называемые Международные дни по образцу 1 мая и 8 марта начали появляться после создания Организации Объединенных Наций (ООН). По решениям Генеральной Ассамблеи ООН в мире стали отмечать дни, призванные подчеркнуть значение избранных исторических событий и аспектов жизни людей. На сегодня в официальном календаре ООН значатся 120 разнообразных Международных дней. Следует отметить, что подавляющее большинство из них возникли за последние двадцать лет. Причем если в былые времена отмечались действительно социально значимые события и явления, то современные дни нередко вызывают усмешку или недоумение. Согласитесь, между Днем религии (1950) и Днем туалета (2002) есть ощутимая разница.

Динамику возникновения Международных дней можно проследить на примере ЮНЕСКО (Организации ООН по вопросам науки, образования и культуры). В числе других специализированных учреждений ООН (ВОЗ, МОТ, ЮНИСЕФ) она также может провозглашать по своей инициативе всемирные дни. В списке ЮНЕСКО сегодня числится 37 таких дней, причем десять из них входят в список ООН. Самые старые Международные дни от ЮНЕСКО — День прав человека (1950, отмечается 10 декабря), День грамотности (1965, 8 сентября), День борьбы с расовой дискриминацией (1966, 21 марта) и День Франкофонии (1970, 20 марта). Самые свежие: День радио (2011, 13 февраля), День джаза (2011, 30 апреля) и День науки за мир и развитие (2013, 10 ноября). Показательна статистика учреждения Международных дней от ЮНЕСКО: девять были провозглашены за период с 1945 по 1990 год, в 1990‑х возникли 14 новых дней, а в 2000‑е — 12, и процесс, естественно, продолжается.

Всплеск учреждения Международных дней в 1990‑е годы совпал с распадом социалистической системы, образованием Европейского союза, нарастанием процесса глобализации и распространением политкорректности. Наряду с днями представителей различных профессий, днями, посвященными проблемам здоровья и окружающей среды, днями культуры искусства появились, в частности, День левшей, День инвалидов, День борьбы против фашизма, расизма и антисемитизма. Тенденция продолжилась в XXI веке, когда появились, в частности, День борьбы с гомофобией (2003) или День защиты секс-работниц от насилия и жестокости (2005).

Вслед за ООН и ее структурами учреждать Международные дни повадились самые разные организации — профессиональные и общественные. В итоге имеем сегодня такие экзотические праздники, как День числа Пи, День "спасибо", День рождения соломинки для коктейля, День вязания на публике, День поцелуя и прочие подобные дни. Может создаться впечатление, что инициаторы таких праздников просто прикалываются в духе постмодернизма — стремясь соригинальничать, привлечь внимание и развлечься. Но не только.

Смайлик улыбается прибыли

Традиционные праздники имеют свою индустрию и экономику. Пример показывают, прежде всего, Рождество, День святого Валентина и Хеллоуин. В этом году, по подсчетам исследовательской компании Planet Retail, продажи на Хеллоуин в Великобритании составили 330 млн. фунтов, что на 3,5% больше, чем в прошлом году. В компании отметили невероятный рост потребительского спроса на хеллоуиновские товары. (Для сравнения: в 2001 году бизнесмены заработали на празднике всего 12 млн. фунтов.) В 2014 году Хеллоуин отметили две трети жителей Соединенного Королевства, а в США — чуть ли не каждый. По данным американской Национальной федерации розничной торговли, общий доход от продаж костюмов, конфет, декораций и поздравительных открыток составил $7,4 млрд. Эта сумма на 7% больше прошлогодней.

В этом году, по расчетам статистиков, прибыль от рождественских распродаж возрастет не менее чем на 4%. Лишь за одни сутки "черная пятница" (после четвертого четверга ноября) принесет в карманы владельцев супермаркетов около $50 миллиардов.

Национальные традиционные праздники, связанные с массовыми торжествами, вроде Венецианского карнавала, Октоберфеста, Томатины, различных фестивалей вина, сыра, оливок, шоколада и т.п. уже давно кормят как производителей различных товаров, так и туристические компании, и гостиничный бизнес, и работников сервиса принимающих городов. Очевидный коммерческий привкус имеют и Международные дни гастрономического направления: День шоколада (с 1955), День молока (с 2001), День чая (2005), а еще День супа, День яйца, День пива.

А 1990–2000‑е годы выдвинули на передний план праздники, связанные с информационными технологиями. Их сегодня полтора десятка: здесь и День веб-мастера, и День блогера, и День защиты информации, и День рождения смайлика. И за этими днями явственно проглядываются улыбки "Майкрософта", "Гугла", "Эппла" и других профильных компаний, которым очень выгодны такие праздники.

Вот и выходит, что выдумывание и внедрение новых праздников лихо убивает сразу двух зайцев — и внимание к чему-то привлечь, и по возможности на этом денег заработать.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Семен Запорожец
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!