Британско-иранский кризис: быть ли войне в Персидском заливе
В четверг, 11 июля, пять военных катеров иранского подразделения «Корпус стражей исламской революции» попытались захватить в Ормузском проливе британский танкер British Heritage компании British Petroleum. Захват судна удалось предотвратить.
Танкер
сопровождал британский фрегат HMS Montrose, который навел орудия на иранские
катера и предупредил не приближаться. Иранцы отступили и британский танкер
покинул Персидский залив. Провокация Ирана стала ответом на задержание 4 июля
военно-морским флотом Великобритании иранского танкера Grace в Гибралтарском
проливе, который перевозил нефть в Сирию вразрез европейским санкциям против
режима президента Башара Асада. Секретарь Совета политической целесообразности
Ирана Мосхен Резаи пригрозил захватить британский танкер, если иранское судно
не освободят.
Руководство Ирана готово пойти слишком далеко в противостоянии с Западом, отстаивая свои амбиции на лидерство на Ближнем Востоке. В четверг иранские моряки оказались на грани столкновения с одним из крупнейших и наиболее боеспособных флотов в мире. На фоне повышения военно-политической напряженности в Персидском заливе цены на нефть марки Brent подскочили на 20 центов (до 67,21 долл.). Возникла угроза перерастания противостояния Великобритании и Ирана в вооруженный конфликт в Персидском заливе, который может негативно отразиться на поставках нефти через Ормузский пролив.
Британско-иранский кризис: оружие наготове
Дискуссии о возможной войне между Ираном и странами Запада идут давно. Министр обороны Великобритании Пенни Мордонт заявила, что военно-морской флот встал на защиту международного права, оказав помощь коммерческому танкеру при прохождении Ормузского пролива.
В мае она заявила, что вооруженные силы Великобритании готовы оказать помощь своим союзникам в случае напряженности вокруг Ирана. Тогда Лондон послал в Персидский залив подразделение службы десантных кораблей специального назначения на помощь авианосной группе США во главе с авианосцем "Авраам Линкольн", которую Вашингтон направил в регион для сдерживания военной активности Тегерана. После того как в конце июня иранцы сбили американский беспилотник, президент США Дональд Трамп заявил, что в случае если Иран снова атакует какой-либо американский объект, то встретит мощную, превосходящую и в некоторых случаях разрушительную силу.
Премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху призвал Тегеран отказаться от угроз в адрес его страны, поскольку приобретенные у США многоцелевые истребители F-35 могут оказаться в любой точке Ближнего Востока.
Американский эксперт по международной безопасности и обороне Алекс Вард считает, что поводом для военных действий против Ирана может стать атака на танкер в Ормузском проливе, нападение проиранских вооруженных формирований на американских военных и дипломатов в Ираке или же применение силы против Израиля. В Персидском заливе работают 6 британских танкеров, которые в совокупности рассчитаны на перевозку 9 млн баррелей нефти в сутки. США в среднем импортируют полмиллиона баррелей нефти из Саудовской Аравии в сутки.
Бывший руководитель отдела по Ирану министерства обороны США Илан Голденберг считает, что наиболее оптимальным вариантом является использование соединений военно-воздушных сил и военно-морского флота для вывода из строя с помощью ракетно-бомбовых ударов иранских военных кораблей, военных самолетов на аэродромах, пусковых ракетных установок, ядерных объектов, испытательных полигонов. Параллельно, он предлагает осуществить хакерские атаки на большую часть военных объектов Ирана, чтобы деморализовать вооруженные силы противника.
Британско-иранский кризис: большой войны не будет
Однако, американские эксперты не уверены в том, что полномасштабная наземная военная операция в Иране будет успешной. В 2011 году частная разведывательная компания "Стратфор" назвала Иран "крепостью", поскольку на его границах находятся естественные барьеры – горы, реки и пустыни. Власти Турции и Ирака отказываются предоставлять свою территорию для наступления на исламскую республику. Понадобится порядка 1,6 млн военных, чтобы установить контроль над Тегераном и другими населенными пунктами крупной страны.
Иранцы могут устроить американским или британским военным ад на земле с помощью диверсий. Помимо полумиллионной армии и 120-тысячного "Корпуса стражей исламской революции" в Иране есть полувоенное формирование "Басидж", где состоит свыше 10 млн добровольцев.
Война с Ираном может привести к большим военным потерям для США и их союзников, а конфликт распространиться на соседние страны. Иранские военные могут ответить на американскую интервенцию ракетными ударами по дипломатическим учреждениям, военным базам США в ближневосточных странах. В радиусе поражения могут оказаться Саудовская Аравия, ОАЭ и Израиль. Военные действия превратят в руины города Ирана.
Сотрудник аналитического центра "Атлантический совет" в Вашингтоне Жасмин Эль-Гамал считает, что полномасштабная война приведет к нежелательным жертвам среди гражданского населения. Разразиться крупный гуманитарный кризис и миллионы иранских беженцев двинуться в направлении Европы.
Поэтому американский эксперт Алекс Вард склоняется к тому, что военную силу нужно применять соразмерно ущербу, причиненному Ираном. Он предлагает в ответ на поврежденный танкер потопить несколько иранских кораблей, в ответ на сбитый беспилотник – нанести удар по противоракетному комплексу на территории исламской республик, а в ответ на провокации проиранских вооруженных группировок – уничтожать их базы. Если даже дело дойдет до применения силы, то это будут локальные военные акции, которые не перерастут в полномасштабную войну не выгодную ни американцам, ни европейцам, ни арабам, ни самим иранцам.
Британско-иранский кризис: угроза поставкам нефти
Даже в случае локального вооруженного столкновения западных стран с Ираном существует угроза перебоев с поставками нефти из Персидского залива на внешние рынки. Иранские военные корабли могут попытаться блокировать Ормузский пролив. Возможны атаки на танкеры и военные корабли.
Так уже было во время Ирано-иракской войны 1980-88 гг. Недаром, военные действия тех лет на море на Западе прозвали "Танкерной войной". В 1984 году Ирак атаковал иранские танкеры возле нефтяного терминала на острове Харг. В ответ Иран подрывал иракские танкеры, которые перевозили нефть из Кувейта. В 1988 году на иранских морских минах подорвались несколько американских военных кораблей, патрулировавших Персидский залив. В качестве карательной меры американцы уничтожили иранские военные корабли и катера, демонстрируя свое превосходство на море.
Политический режим в Иране непредсказуем. В мае-июне в Оманском заливе были повреждены магнитными минами танкеры Саудовской Аравии, ОАЭ, Норвегии и Японии. Если Великобритания не освободит в скором времени задержанный в Гибралтарском проливе иранский танкер, а США не отменят санкции, то следует ожидать новых провокаций Ирана. По мнению научного сотрудника Института государственной политики Бейкера Габриэля Коллинза, фактором сдерживания Ирана от провокационных действий является военное присутствие США в регионе Персидского залива. Военные корабли Великобритании и США могут конвоировать танкеры, которые проходят через Ормузский пролив и открыть огонь по иранским военным кораблям и катерам в случае провокаций.
Американский и британский военно-морской флот может применить силу против иранских кораблей в случае блокады Ормузского пролива шириной всего лишь 39 км. Хотя эффективность данной меры относительна. Сегодня угрозу для надводных кораблей в Персидском заливе представляют около 40 иранских подлодок. По мнению британского военкора Фрэнка Гарднера, во избежание провокаций со стороны Ирана, танкерам следует проходить не в международных водах в середине Ормузского пролива, а в пределах его участка в территориальных водах Омана шириной 12 миль. Также стоит соблюдать особую осторожность вблизи островов Абу Муса, Большой и Малый Танбс, на которых размещены иранские войска.
Альтернативным маршрутом поставки нефти из Персидского залива является нефтепровод "Восток-Запад", который проходит по территории Саудовской Аравии с выходом к терминалу в Красном море. В мае данный трубопровод получил повреждения в результате диверсии йеменских повстанцев-хуситов, но подлежит восстановлению. Саудовская Аравия отгружала по данному трубопроводу 750 тыс. т нефти в сутки. Планировалось увеличение мощности объекта до 6 млн т нефти в сутки (Саудовская Аравия экспортирует 7 млн т нефти в сутки). Однако, нефтепровод не сможет полностью компенсировать поставки по Ормузскому проливу, через который поставляется 17,5 млн тонн нефти в сутки в танкерах. Военно-политическая нестабильность в Персидском заливе представляет вызов для основных покупателей нефти: Китая, Индии, Южной Кореи, Японии, Европы.