Главная Новости HI-tech Александр Баринов: «Инвестиции в 3G могут оказаться весьма рискованными»
commentss НОВОСТИ Все новости

Александр Баринов: «Инвестиции в 3G могут оказаться весьма рискованными»

 «Комментарии» и «proIT» продолжают серию интервью с руководителями украинских телеком-компаний. На вопросы журналистов отвечает Александр Баринов - глава оператора life:)

3 марта 2011, 14:20
Поделитесь публикацией:
Александр Баринов: «Инвестиции в 3G могут оказаться весьма рискованными»

Третий по количеству абонентов и показателям доходов мобильный оператор – ("Астелит" life:)) – приступает к реализации новой стратегии. Она направлена на региональный рост, дифференциацию, расширение направления по предоставлению услуг ШПД и изменение корпоративной ментальности. Глава компании Александр Баринов, который начал  работать в life:) с конца 2010 года, после почти трехмесячных разъездов по регионам и знакомств со своей командой, дал "Комментариям" первое интервью.

Какие задачи ставились на этот год Вам как новому главе life:) акционерами?

Первоочередной задачей является рост финансовых показателей, прежде всего доходов и операционной прибыли (EBITDA). Акционеры высказали свои ожидания на недавней инвестиционной встрече в Лондоне. Чтобы соответствовать им, мы нацелены показать рост доходов в 15-20% и EBITDA margin на уровне около 20%.

Но у двух Ваших более крупных конкурентов EBITDA более 40%....

Правильно. Потому что здесь играет роль объём дохода. А он у наших конкурентов существенно больше. При этом расходная часть сопоставима с нашей. Это и объясняет операционную прибыль в два раза больше.

А что позволит Вам увеличивать доход?

Вся текущая стратегия компании направлена на увеличение дохода. Прежде всего, речь идет о региональном росте. Мы проанализировали положение компании в различных регионах страны, рассмотрев наше присутствие на "молекулярном" уровне, то есть не только на уровне областей, но и районов. Региональный анализ дает нам четкое понимание того, в каких районах Украины востребованы те или иные услуги, в каком состоянии находится наша инфраструктура, и мы планируем усиливать свои позиции там, где они и так сильны, и наращивать долю в районах, где у нас есть пространство для роста. В связи с этим расширится линейка региональных предложений и интернет-услуг, усилятся летние предложения для туристов. Одно можно сказать точно, по покрытию мы догнали наших конкурентов, а по качеству даже опережаем их во многих регионах.

В данный момент происходит смена корпоративной ментальности, поскольку мы становимся еще более требовательными к результатам каждой функции, чтобы "выжимать" максимум эффективности из любой рабочей ситуации, любого проекта. К примеру, если говорить о роуминг-услугах, мы ставим перед собой задачу перевести количество роуминг-соглашений в качество. Дело в том, что многие наши абоненты регистрируются в сетях партнеров за границей, но далеко не все пользуются самими услугами. Из пяти таких абонентов  только один делает звонок. Наша задача улучшить этот показатель. Кроме того, мы работаем над улучшением условий для международного трафика.

На презентации я видел Ваш прогноз, что в этом году объем телекоммуникационного рынка вырастет до $5,1 млрд. По отношению к прошлому году это увеличение на $200 млн. За счет каких направлений деятельности компаний произойдет рост?

Двигателем развития рынка будет рост потребления интернет-услуг. Кроме того, мы прогнозируем, что ввиду стабилизации макроэкономической ситуации абоненты будут тратить на услуги связи больше. Меняются потребительские привычки относительно использования телекоммуникационных услуг, в первую очередь в связи с тем, что появляются новые мобильные устройства, "заточенные" под мобильное общение, социальные сети, блоги, общение он-лайн и пр., стимулирующие к более активному использованию интернета. life:) – лидер по проникновению смартфонов последнего поколения, в нашей сети зарегистрировано более 60 тысяч i-phone и Аndroid-смартфонов.

Хотелось бы узнать, что life:) будет делать в направлении фиксированного ШПД?

Мы видим перспективу в объединении с существующими интернет-провайдерами, которые заинтересованы в предложении комплексных решений, объединяющих в себе мобильный и фиксированный интернет. Данный подход повышает конкурентоспособность услуг.

А с какими именно провайдерами вы начали сотрудничество?

Это крупные известные компании.

Они как-то связаны с акционерами life:)? Ведь у Вашего миноритария есть фиксированный провайдер Vega…

На сегодняшний день мы работаем с несколькими различными компаниями, независимо от их близости к нашим акционерам. Кроме того, еще с несколькими компаниями мы ведем переговоры. В ближайшее время мы планируем объявить о сложившихся альянсах.

Услуги будут представляться под едиными брендом?

Мы планируем, что изначально они будут предоставляться под торговой маркой провайдера. Но мы, безусловно, думаем о совместном маркетинге, который позволит продвигать услуги под двумя брендами.

Когда сотрудничество начнется?

Подобные комплексные услуги уже предоставляются корпоративным абонентам. В ближайшем будущем будут запущены предложения для массового сегмента, которые объединят в себе такие решения как "мобильный интернет и фиксированный интернет", "фиксированную голосовую связь и мобильную голосовую связь". 

То есть это, наверно, означает, что вы не будете строить свои сети фиксированного бродбенда или покупать существующих игроков?

Это был бы весьма рискованный шаг, поскольку возврат инвестиций в фиксированную инфраструктуру более длительный. Партнерские проекты на существующей базе являются более эффективными с точки зрения бизнеса.

А какие есть идеи по дальнейшему развитию мобильного бродбенда? Думаете ли Вы об LTE?

 Привлекательность данной темы связана с тем, что LTE является технологически нейтральным стандартом. Это позволяет рассматривать различные сценарии реализации этой технологии в Украине. Речь может идти как о цифровом дивиденде, рефарминге, так и о диапазоне 2,5-2,7 ГГц. К сожалению, украинский рынок еще не определился, к какому именно решению он будет двигаться, и главную роль здесь должны сыграть государство и регулятор, указав направление для отрасли.

Проблема рынка заключается в том, что его участники до сих пор не сели за один стол переговоров и не объединили свои усилия как относительно рефармига, 3G, так и LTE. Неготовность, прежде всего, крупных операторов к дискуссии останавливает рынок. Во многом именно по этой причине до сих пор не состоялся тендер на лицензию технологии третьего поколения. Операторы сидят и ждут решения от государства, при этом даже не пытаясь сформировать  единую позицию  относительно реальных потребностей рынка.

Но, как все-таки считаете, в этом году что-то может поменяться?

Я на это очень надеюсь. Рынок уже опоздал с внедрением 3G. В такой ситуации рациональным выглядит сценарий строительства совместной сети третьего поколения. С учетом близкой перспективы LTE, существенные инвестиции в сеть третьего поколения могут оказаться весьма рискованными. За основу можно взять богатый европейский опыт, например, той же Швеции, где 3G сеть построили совместно Tele 2 и Telia Sonera, а сеть LTE, недавно запущенную в коммерческую эксплуатацию, строили и теперь совместно используют Tele2 и Telenor. Похожий опыт есть в Великобритании и Франции.

От технологий перейдем к госрегулированию. Как известно, состав Нацкомиссии по вопросам регулирования связи недавно полностью сменили, и расклад сил складывается в пользу "Укртелекома". Считаете ли Вы, что эта компания, так сказать, теперь наверстает упущенное?

Исходя из реалий рынка, "Укртелеком" не оказывает того влияния на рынок, которое мог бы оказывать. Может ли регулятор помочь ему в этом? У меня есть большие сомнения. Регулятор должен, в первую очередь, выполнять свою главную задачу – создавать для всех игроков равные условия развития и стимулировать рост телеком-рынка, а не предоставлять индивидуальные преференции для отдельных игроков.

Как повлияет на "Укртелеком" его приватизация?

Мне кажется, что приватизация позитивно скажется на компании. Инвестор, вкладывающий деньги в объект, заинтересован в их возврате. Соответственно, компания начинает жить по законам коммерции. После приватизации "Укртелеком" будет сфокусирован на внутренней эффективности. За последнее время компания продемонстрировала, что она умеет реализовать грамотные маркетинговые решения. Подтверждением этому является запуск и продвижение бренда "ОГО!". Рынок не ожидал подобного подхода от монстра-монополиста.

"Укртелеком" может лоббировать через новый состав НКРС создание фонда универсальных услуг (компенсация нерентабельных услуг местной связи за счет 2-3% надбавки к тарифам всех операторов). Что Вы о нем думаете?

Можно по-разному позиционировать ФУУ и ставить перед ним разные задачи. В настоящий момент нет точной формулировки относительно того, какую же конкретно задачу он будет решать. Существует как минимум четыре сценария. Если речь все-таки идет о перераспределении доходов для компенсации убыточных услуг в сельской местности, то тогда логично, что операторы, которые вышли на рынок раньше и имеют высокую рентабельность, будут компенсировать убыточные операции по требованию государства. В этом случае логично формировать фонд от прибыли операторов, а не как наценку на их услуги. 

Хорошо, а какой есть более привлекательный для сотового бизнеса вариант?

Это вариант, при котором любой оператор мобильной связи может на конкурсной основе предоставить свой план решения задачи по обеспечению того или иного района местной связью. Оператор может предоставить населению терминалы и специальные местные тарифы. Такое решение может быть более эффективным, чем обеспечение домохозяйств фиксированной связью, ввиду более высокой капиталоемкости строительства фиксированных сетей. В этом случае обеспечение населения льготной мобильной связью должно финансироваться из фонда.

Как Вы считаете, когда летом будет введен новый принцип регулирования игроков с существенной рыночной силой – SMP (Significant Market Power) – повлияет ли это на тарифную политику компаний? Может быть, межсетевые тарифы для абонентов уменьшатся?

Закон об SMP даст возможность перераспределить клиентскую базу между операторами в каждом отдельно взятом регионе. Ставки по завершению звонков на сети крупных игроков будут снижены, что усилит конкуренцию и не позволит ограничивать звонки абонентов в пределах одной сети, так как на данный момент ставки взаиморасчета являются сдерживающим фактором для межсетевого общения абонентов

А как может повлиять на расстановку сил на рынке внедрение новой услуги MNP (Mobile Number Portability, сохранение абонентского номера при смене оператора)?

На мой взгляд, MNP невозможно без принятия SMP, поскольку реализация SMP позволит сбалансировать тарифы внутри сети с тарифами на сети других операторов. Благодаря этому пользователь, который переходит со своим номером из одной сети в другую, не будет чувствовать себя ущемленным и сможет продолжать общаться с тем же кругом людей, что и раньше, без существенных ограничений. Если будет введен MNP без SMP, то возникнет ситуация, когда абонент будет ущемлен в возможности общения за пределами своей новой сети.

Недавно ставка доступа на сети регулируемых операторов была снижена до 36 коп/мин. Какую ставку Вы считаете оптимальной?

Напомню, что в настоящий момент формирование ставок не производится на основании экономических расчетов, и ставка взаиморасчета остается по-прежнему выше, чем розничный тариф. На развитых рынках Европы и США ставки взаиморасчета формируются на основе себестоимости завершения звонка на ту или иную сеть.

Мы выступаем за применение данного подхода в Украине, при этом необходимой основой для его реализации должно стать регулирование SMP. Введение принципа SMP также предусматривает существование ассиметричных ставок взаиморасчета между операторами. Соответственно, исходя из расчета, основанного на себестоимости, ставка должна постепенно опуститься до уровня 15-20 копеек за минуту при звонках на сети крупных мобильных операторов. На сети меньших операторов тариф за доступ также должен снижаться, но при условии применения регулирования SMP он будет оставаться выше. К слову, уже сейчас на рынке нет равенства: разные операторы подписали на этот год контракты друг с другом на основе разных ставок взаиморасчета.

Можно заметить, что сейчас многие операторы стараются вводить либо поминутные, любо скрытые поминутные тарифы, снова отходя от посекундной тарификации. Нельзя ли это назвать шагом назад?

Это одна из регулярных практик рынка. Роуминговые тарифы, к примеру, всегда предусматривали поминутную тарификацию.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Станислав Юрасов
comments

Новости партнеров


Новости

Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!