Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
О скором исчерпании возможностей сетей третьего поколения (3G) на развитых западных рынках начали говорить еще в середине 2000-х. Ближе к 2010 году, когда стало очевидно, что фаворитом технологической гонки становится LTE, споры и дискуссии стали закручиваться вокруг этой технологии.
На каких частотах должны работать LTE-сети? Как пропустить "голос" поверх LTE? Выдержат ли магистральные сети скачок объемов передаваемых данных? — вот типичный круг вопросов, вокруг которых разгорались операторские споры еще три года назад. Примечательно, что все эти споры велись в будущем времени — мол, у нас еще есть пяток лет в запасе, технология пока сырая, абоненты о ней ничего не знают, успеем разобраться.
Итоги завершившегося недавно Всемирного мобильного конгресса (MWC) в Барселоне дают убедительный, но в то же время неожиданный для многих ответ — технологии 4G "созрели" гораздо быстрее, чем это ожидалось. При желании уже сегодня любой мобильный оператор может зачерпнуть из технологического арсенала необходимые "строительные кирпичи" для создания собственной, стабильно работающей сети четвертого поколения.
Но готовы ли к этому пользователи? Чтобы побудить операторов вкладывать миллионные инвестиции в создание сетей нового поколения, необходимы существенные экономические предпосылки. Анализируя характер развития популярнейших онлайн-сервисов и поведение их пользователей, аналитические агентства утверждают — предпосылок для сетей 4G достаточно. В доказательство аналитики предлагают обратить внимание на следующие факты:
• На развивающихся рынках растет число мульти-SIM абонентов
Из ненасыщенных развивающихся рынков наибольший интерес инвесторов вызывает т.н. регион БРИК (сокращенно от Бразилия, Россия, Индия и Китай — прим. ред.). Использование двух и больше "трубок" в этих странах становится новой абонентской нормой. В Индии, правда, подавляющее большинство (89%) абонентов довольствуется одним телефоном, но в Бразилии и России около половины абонентов, по данным Nielsen, активировали вторую SIM-карточку.
Количество мульти-SIM абонентов в регионе BRIC. Данные Nielsen.
Владельцев трех SIM-карт больше всего в Бразилии — около 15%. В Китае всего треть абонентов пользуется больше чем одним телефоном, но если перевести этот процент в абсолютное количество людей — перспективность рынка не вызывает сомнений.
• Только за первый месяц года в Китае появилось 13 млн новых 3G-абонентов
Тройка крупнейших китайских 3G-операторов за первый месяц 2013 года набрала 13 млн новых абонентов, причем больше половины из них приходятся на оператора China Mobile. Суммарно 3G-абонбаза этого оператора приблизилась к 95 млн человек, на втором месте — China Unicom с более чем 80 млн чел, и замыкает тройку China Telecom с 72 млн пользователей. Аналитики подчеркивают — это только те абоненты, которые пользуются сетями третьего поколения, т.е. помимо простых голосовых звонков активно пользуются Интернетом с мобильных устройств.
• Мобильный трафик Tumblr вскоре превысит десктопный
Глава правления сервиса микроблогов Tumblr Девид Карп отмечает "трехкратный прирост мобильного трафика по сравнению с десктопным". Для платформы, которая уже насчитывает более 170 млн пользователей, прошлый год стал поворотным — впервые был включен показ рекламы. И, что более важно, реклама в мобильной версии Tumblr будет непосредственно связана с поиском. В направлении таргетирования мобильной рекламы, а, следовательно, и создания дополнительной добавленной стоимости из мобильного трафика, движутся и другие крупные сервисы.
• На мобильные игры тратят больше времени, чем на приставки
Исследовательская компания IDC и сервис отслеживания приложений App Annie утверждают — на мобильные версии игр, в которые можно играть через браузер, приходится в совокупности больше потраченного времени, чем на те же игры в игровых приставках Nintendo и Sony. Уже сегодня суммарное время, "проигранное" пользователями обеих конкурирующих мобильных платформ iOS и Android, превышает время, проведенное за портативными приставками.
Время, проведенное за портативными и онлайн-играми. Данные IDC App и Annie.
Украина при этом выглядит абсолютно выпавшей из глобальных процессов. Как известно, эпопея с аукционом частот под связь третьего поколения тянется в стране не первый год. Еще несколько лет назад отечественными операторами высказывались предположения, что Украина "прозевала" время 3G, а если ситуация с аукционом затянется еще, то можно будет говорить о переходе сразу на связь четвертого поколения.
Но в последнее время поводов для сомнений в таком "скачке" становится все больше. В Украине сохраняется один из самых низких показателей ARPU (средней выручки на пользователя) в Европе. Украинцы упорно не хотят тратить на мобильную связь больше 40 грн в месяц. И, как показывают финансовые итоги крупнейшего сотового оператора, в прошлом году ARPU даже снизился на 2%. А в условиях всеобщего скепсиса отечественные операторы вряд ли станут проводить рискованные инвестиции, даже имея доступ к техническому арсеналу 4G-решений.
Новости партнеров
Новости