Главная Новости HI-tech Александр Баринов: Государство не сделало шага для развития мобильных платежей
commentss НОВОСТИ Все новости

Александр Баринов: Государство не сделало шага для развития мобильных платежей

Гендиректор life:) рассказал о застое на рынке мобильной связи, переносимости номеров, сетях нового поколения и проблемах госрегулирования телеком-отрасли

1 апреля 2013, 09:10
Поделитесь публикацией:
Александр Баринов: Государство не сделало шага для развития мобильных платежей

Разделяете ли вы мнение о том, что весь прошлый год операторы "пробуксовали" на месте?

Я считаю, что "буксовали" не операторы, а рынок в целом. В последние годы объем мобильного рынка замер на отметке 3,9 млрд. долларов. Напомню, что ещё несколько лет назад его объем был почти 6 млрд. долларов.

На мой взгляд, телеком-рынок является индикатором состояния всей экономики, так как традиционно составляет порядка 3% ВВП. И то, что сегодня он находится в состоянии стагнации — "тревожный звонок" для экономики страны в целом.

По вашему мнению, под влиянием каких факторов рынок приводился в движение?

В любой стране мира рынок телекоммуникаций является регулируемым рынком. Роль регулятора очень сильна — и в плане создания стимулов для развития рынка, и в плане установления "правил игры", которые позволяют работать в условиях честной конкуренции. Надо отметить, что у нас в стране ни первая, ни вторая функции регулятора не реализованы полностью. В результате на рынке — драматическое отставание в плоскости технологического развития. Более того, так и не сформировались до конца условия, дающие возможность честно конкурировать.

Бытует мнение, что украинские операторы не захотят вкладывать многомиллионные инвестиции в развитие сетей 3G/4G на рынке, где показатель ARPU замер на уровне 30—40 грн. Разделяете ли вы эту точку зрения?

Вопрос, прежде всего, в том, какую роль будет играть государство в этом процессе. Можно ведь пойти по пути российского рынка, где операторы заплатили символические несколько тысяч долларов за лицензии, но взяли на себя весьма жесткие обязательства, связанные с покрытием. Поэтому объемы инвестиций вторичны. Первично то, как государство стимулирует операторов инвестировать эти средства.

С технологической точки зрения, больших проблем нет. Мы все прекрасно понимаем, что основным драйвером развития рынка является передача данных. И Украина в этом вопросе не отличается от других стран: люди точно также приобретают смартфоны и хотят пользоваться с их помощью услугами мобильного Интернета. Вопрос в том, что на технологиях 3G /4G себестоимость передачи данных была бы существенно ниже, а скорость — выше.

Согласны ли вы с мнением о том, что даже в случае появления 3G в Украине не стоит ждать резкого роста ARPU?

Технология однозначно даст абоненту скорость, но увеличится ли при этом объем потребления и будет ли абонент готов доплачивать за скорость — это вопрос готовности самого абонента. Не стоит забывать, что страна на протяжении многих лет живет без 3G. Это повлияло и на поведенческую модель абонента, который научился успешно обходиться "подручными технологиями" — EDGE, Wi-Fi, CDMA — поэтому 100% прогноз делать довольно сложно. Но то, что это влияние будет, и оно будет положительное — однозначно.

Как вы можете прокомментировать ситуацию с лицензиями на междугороднюю и международную связь? Считаете ли это давлением регулятора на бизнес?

Нет, текущий вопрос связан с изменениями, которые были сделаны в Законе "О телекоммуникациях" и которые по-разному трактуют возможность продления либо получения новой лицензии.

Мы получили отказ в продлении и теперь не исключаем обращения в суд. Еще раз хочу отметить, что лицензия, о которой идет речь, касается исключительно междугородной и международной связи в нескольких областях, и до момента окончания ее действия в середине июня 2013 года вопрос с продлением будет решен.

Считаете ли вы, что услуга переносимости номеров действительно будет востребована абонентами, и прогноз миграции на уровне 5—15% оправдается? И второй вопрос в разрезе этой темы: считаете ли вы, что регулятор в вопросе MNP действительно отстаивает интересы абонента?

Да, я считаю, что в данном случае регулятор полностью стоит на стороне абонента. Утвержденные правила переноса номеров делают услугу для абонента максимально доступной. Она будет бесплатной, что очень важно для потребителя, поскольку цена для многих является барьером. Кроме того, услуга MNP не потребует регистрации абонента — он может воспользоваться ею даже с помощью SMS.

Что касается прогнозирования миграции — это вопрос философский. Сейчас мы говорим лишь об одной части реализации услуги, которая связана с ее логикой и технической реализацией. Но существует и множество других факторов, которые повлияют на ее популярность. В первую очередь это размер ставки интерконнекта и, как результат, стоимость звонков на другие сети, от которой зависит то, насколько услуга будет привлекательной для абонента. Ну разве не странно, что в Украине сегодня сложилась ситуация, когда звонок абоненту другого оператора стоит в несколько раз дороже звонка в Америку?

На Западе давно существует спор, должен ли оператор оставаться "трубой" передачи данных или переориентироваться на дополнительные сервисы. Какую позицию в этом споре вы занимаете?

Диспут на тему "быть ли оператору трубой" традиционен, как и спор о том, может ли он являться производителем контента. Я считаю, что оператор однозначно не сможет заменить собой производителя контента, потому что у нас "различные ДНК".

Но можно смело утверждать, что оператор может привносить дополнительные сервисы в "трубу", ведь он во многом стимулирует производство контента и является каналом его дистрибуции. Но в тоже время, производители контента не могут существовать без этой так называемой "трубы", что дает операторам дополнительные возможности по монетизации подобных услуг.

Считаете ли вы, что позиция государства препятствует проникновению операторов связи в сегмент финансовых услуг — таких, например, как оплата товаров и услуг с мобильного счета абонента? 

Опыт соседних стран показывает, что такой рынок существует и он эффективен. В Украине существует ряд препятствий для его развития. Например, сбор в Пенсионный фонд. Он не позволяет абоненту эффективно воспользоваться теми средствами, которые лежат у него на счету. Иначе операторы будут вынуждены с каждой транзакции снимать дополнительные 7,5%, что сделает абсолютно немыслимой наценку на финансовые услуги, заказываемые абонентом.

Кроме того, у операторов мобильной связи нет лицензии на предоставление финансовых услуг, что делает развитие данного сегмента рынка по сути невозможным. Я считаю, что государство пока не сделало шагов в направлении развития мобильных финансовых сервисов.

Что должно произойти на протяжении 2013 года, чтобы по его итогам вы могли назвать год удачным?

Для того, чтобы год был удачным для компании life:) мы должны расти такими же темпами, как в 2012 году — и по абонентам, и по финансовым показателям. 

Если говорить о рынке в целом, я считаю, что этот год может быть успешным, если на рынке будут пересмотрены основные принципы регулирования. В первую очередь — определение игроков с существенной рыночной силой в различных сегментах рынка, что является залогом здоровой конкуренции. Кроме этого, я надеюсь на устранение барьеров межсетевого общения абонентов: можно много говорить о доступности мобильной связи в Украине, вот только стоимость минуты межсетевого звонка свидетельствует о другом. Если такие изменения произойдут, рынок ждет дальнейшие рост и развитие.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Кирилл Князев
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!