Главная Новости HI-tech Столичная Wi-Fi сеть станет очередной могилой инвестиций
commentss НОВОСТИ Все новости

Столичная Wi-Fi сеть станет очередной могилой инвестиций

Смета строительства и жизнеспособность бизнес-модели киевской Wi-Fi сети вызывают сомнения у провайдеров

16 июля 2013, 19:20
Поделитесь публикацией:
Столичная Wi-Fi сеть станет очередной могилой инвестиций

В Киеве, Одессе и Севастополе бизнес начал активно развивать проекты по покрытию городов Wi-Fi сетями. Так в столице с 2012 при поддержке КГГА действует проект Kyiv Free Wi-Fi, который является частью инициативы "Электронное управление" Стратегии развития Киева до 2025 года. Реализация проекта полностью осуществляется за счет частных инвестиций. Со своей стороны, город предоставляет партнерам городскую инфраструктуру для создания сети.

Действующая сеть уже покрывает всю улицу Крещатик, Майдан Незалежности, Площадь Льва Толстого, парк им. Т.Шевченко, центральный ж/д вокзал и ведущую к нему улицу. В ближайшей перспективе покрытие Оболонской набережной, Контрактовой площади, ботанического сада рядом со станцией метро "Университет" и улицы М.Грушевского. На подходе проведение инвестконкурса столичных властей по покрытию Wi-Fi станций метрополитена.

Если в Киеве Wi-Fi сети происходит точечно и при поддержке горадминистрации, то одесский провайдер TeNet намерен покрыть всю Одессу сетью Wi-Fi собственными силами. В середине апреля 2013 компания объявила о старте услуги "Wi-Fi роуминг". В рамках проекта, пользователь, единожды залогинившись в системе, сможет постоянно находиться онлайн, перемещаясь по улицам города.

В Севастополе местный интернет-провайдер SevStar запустил собственный проект SevStar Wi-Fi, цель которого также обеспечить доступ к сети интернет на улицах города с помощью технологии Wi-Fi. Компания планирует установить более 80 точек Wi-Fi доступа в разных районах города — Приморский Бульвар, Набережная Корнилова, парк Победы, Центральное кольцо, Комсомольский парк, Сквер Комсомола.

Таким образом, давно муссировавшиеся среди интернет-провайдеров и поставщиков оборудования идеи о покрытии городов Украины сетями Wi-Fi наконец-то начали воплощаться в реальность. Однако реализованные бизнес модели проектов развертывания Wi-Fi сетей в Киеве, Одессе и Севастополе существенно отличаются. И если, по мнению экспертов, бизнес модель в причерноморских городах вполне жизнеспособна, то в столице существует высокий риск ухода бизнеса в минус с вытекающими последствиями в виде прекращения работы построенной Wi-Fi сети.

Дело в том, что в Одессе и Севастополе пользователи должны оплачивать доступ к городской сети Wi-Fi. Для абонентов TeNet безлимитный доступ стоит 17 грн. в месяц, для остальных 15 грн. сутки или от 1,6 грн. час. При этом оплата происходит с помощью карт предоплаты номиналом 7, 25, 60, 160 грн. или карт Visa и Mastercard. В свою очередь, интернет-провайдер SevStar для своих абонентов установил символическую плату 5 грн. в месяц за безлимитный доступ к Wi-Fi сети, а для остальных — 20 грн./мес. Для абонентов, заплативших за доступ к сети, провайдер обещает скорость 10 Мбит/с, а для бесплатного тестирования сеть доступна на скорости 128 Кбит/с.

Вместе с тем, бизнес модель киевского проекта городской сети Wi-Fi построена на просмотре рекламы абонентами в момент их подключения к сети. "Пользователь подключается к сети, в течение 18 секунд ему демонстрируется рекламный баннер, показ которого невозможно прервать, после чего ему открывается быстрый и неограниченный доступ в интернет", — говорят представители проекта Kyiv Free Wi-Fi.

По их словам, стоимость одного показа или перехода составляет 0,25-0,5 грн. и за сутки сеть генерирует 3-4 тыс. показов, в неделю — 40-50 тыс. При этом оператор киевской сети Wi-Fi готов предоставить бонусную неделю показов в случае заказа от 10 тыс. грн. Стоит отметить, что тарифы проекта Kyiv Free Wi-Fi, как минимум в 20 раз выше, чем, например, в "Украинской баннерной сети". Там средняя стоимость одного показа баннера в лучшем случае (для площадки, на которой размещен баннер) составляет 0,01 грн.

Даже не рассматривая аспекты ценовой конкуренции с такими рекламными интернет-площадками, как "Украинская баннерная сеть", Вадим Сидоренко, генеральный директор "Триолан", утверждает, что Wi-Fi сети как отдельный бизнес "вообще не жизнеспособны". "Они жизнеспособны как дополнение к существующим сетям провайдеров. Поэтому я не верю, что проекты, которые запускают отдельные лица, не связанные с провайдерами, могут что-то заработать".

Он говорит, что рекламная бизнес-модель Wi-Fi проектов "в целом живая, но при более детальном изучении приходишь к выводу, что на рекламе там можно заработать мизер". Вадим Сидоренко считает, что сеть просто не сможет генерировать такое количество просмотров, которое бы покрывало затраты на ее эксплуатацию.

Аналогичной позиции придерживается и Александр Федиенко, глава радиокомитета ИнАУ: "Чем масштаб сети будет больше, тем больше будут затраты на ее обслуживание. Ведь если абонент один раз не сможет подключиться к точке, в следующий раз уже не будет и пытаться, считая, что интернет пропал и точка не обеспечена сервисом. А для того, чтобы обслуживать такого рода сети, необходимы высококвалифицированные специалисты, которые будет ездить по городу отслеживать работоспособность сети, им надо платить зарплату. Вообще, с точки зрения затрат человекочасов, любая беспроводная сеть на порядок дороже в обслуживании, чем любая наземная сеть. Поэтому, я думаю, что городская обособленная Wi-Fi сеть рано или поздно умрет".

Оба эксперта считают, что в Киеве в ближайшей перспективе будет жизнеспособна только бесплатная модель городской Wi-Fi сети, когда доступ в ней будет заложен в абонплату того или иного интернет-провайдера. А в дальнейшем они прогнозируют появление своего рода "Wi-Fi-социальных сетей", в которые будут объединяться владельцы городских Wi-Fi роутеров.

"Если взять центр города, то уже сейчас большинство кафе и магазинов имеют собственные Wi-Fi роутеры, которые покрывают близлежащие 20-30 м улицы. Людям осталось только включиться в единый взаимный обмен своими Wi-Fi сетями, и тогда все будут пользоваться ими бесплатно", — говорит генеральный директор "Триолан".

В то же время, эксперты не сомневаются в рентабельности Wi-Fi сетей в курортных городах. Там беспроводный интернет нужен туристам, которые готовы за него платить. "Практически у каждого есть гаджет под Android или другой ОС, на котором установлен Skype или аналогичная программа, с помощью которой можно осуществлять бесплатные звонки, находясь в роуминге и экономя большие деньги на связи", — говорит Александр Федиенко.

Несмотря на то, что "курортная" бизнес-модель неприменима в Киеве и перспективы платного Wi-Fi в столице практически отсутствуют, на рынке стартапов можно встретить весьма дорогостоящие инвестпроекты по созданию городской сети Wi-Fi. Еще в конце 2012 биржа стартапов Startap.ua объявила о поиске инвестора для развертывания сети бесплатного Wi-Fi по всей столице. Объем инвестиций биржа оценила в $350 тыс. Надо сказать, что это значительно меньше $15 млн., которые биржа предлагала вложить в аналогичный проект в марте того же 2012.

Не вдаваясь в причины столько радикального отличия объемов инвестиций, глава радиокомитета ИнАУ говорит, что все эти проекты направлены на поиск инвестора, который даст деньги и для которого построят эту сеть. "Кто придумал стартап, тот конечно заработает разовых денег. А дальше инвестор будет с этой сетью носиться как дурень со ступою: он будет вынужден либо попытаться ее продать, либо похоронить вложенные деньги", — объясняет Александр Федиенко степень инвестиционной привлекательности выделенной столичной Wi-Fi сети.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Всеволод Некрасов
comments

Новости партнеров


Новости

Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!