Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Законопроект "О совместном использовании инфраструктуры телекоммуникационных сетей", разработанный НКРСИ, в текущей редакции предоставляет регулятору широкие полномочия для навязывания своих правил игры в области совместного использования инфраструктуры телекоммуникационных сетей (ИТС) телеком-операторами, несмотря на то, что условия совместного использования ИТС сегодня успешно определяются самими участниками рынка.
Обращает на себя внимание тот факт, что основополагающей целью документа декларируется решение проблемы несправедливого ценообразования и сложного доступа операторов и провайдеров к ИТС. Авторы законопроекта из НКРСИ говорят, что документ появился на свет в связи с соответствующими многочисленными обращениями отраслевых ассоциаций с жалобами на владельцев зданий и органы местного самоуправления.
"Возможность решения вопроса с помощью рыночных механизмов на сегодня исчерпала себя, — утверждают авторы документа. — Принятие закона, который установит принципы совместного использования ИТС, является одним из путей решения существующей проблемы. Он также определит полномочия госорганов и органов местного самоуправления, права и обязанности субъектов, в собственности которых находятся элементы ИТС, по созданию условий для их совместного использования".
Однако в ИнАУ придерживаются совсем другой позиции: "Проект ориентирован, прежде всего, не на решение неурегулированных проблем доступа субъектов хозяйствования сферы телекоммуникаций к инфраструктуре жилого фонда всех форм собственности, и эффективное совместное использование домовых распределительных сетей, а на создание условий использования операторами и провайдерами активного телекоммуникационного оборудования друг друга, и, соответственно, на предоставление регулятору дополнительных полномочий".
В частности, документ наделяет НКРСИ полномочиями разрабатывать и утверждать методику формирования тарифов на услуги доступа к ИТС операторов и провайдеров, обязывает операторов с существенным рыночным преимуществом обнародовать условия доступа к ИТС, устанавливает порядок доступа и совместного использования ИТС и т.п.
При этом в ИнАУ утверждают, что вопрос совместного использования элементов ИТС между операторами телекоммуникаций в настоящее время успешно решается участниками рынка самостоятельно, в договорном порядке.
Этот тезис подтверждает Михаил Шуранов, директор по корпоративным связям "Киевстар": "Мы давно сотрудничаем с крупными компаниями-партнёрами, такими, как другие операторы мобильной связи Украины, концерн РРТ и др. На сегодня вопросы совместного использования инфраструктуры систематизированы, главные аспекты сотрудничества определены и документально зафиксированы. Препятствия для совместного использования инфрраструктуры на сегодняшний день отсутствуют, а само развитие этого процесса определяется планами операторов и техническими возможностями предметов инфраструктуры". Специалист также отмечает, что законодательная база на данном этапе не препятствует процессу совместного использования инфраструктуры.
Из трех крупнейших украинских операторов "Киевстар" оказался единственным, кто рассказал об опыте совместного использования ИТС. "Укретелком" и МТС комментарии не предоставили, хотя в МТС намекнули, что как минимум рассматривали технические возможности и экономические выгоды от совместного использования ИТС. В компании life:) на запрос "proIT" ответили очень лаконично: "На данный момент у нас не было потребности в договоренностях относительно совместного использования сетей, поэтому мы не рассматривали для себя такой сценарий".
Для некоторых мобильных операторов совместное использование ИТС действительно может быть выгодно. Например, по подсчетам экспертов, экономия операторов на совместном ремонте и техподдержке сетей может составлять около 10% капитальных и операционных затрат для каждой из компаний. По крайней мере, такие оценки озвучивались, когда российские МТС и "Ростелеком" в начале 2012 договорились о совместном развитии и использовании инфраструктуры фиксированных и мобильных сетей. Тогда, по оценкам тех же экспертов, в абсолютных числах экономия МТС и "Ростелекома" составила $260 млн. и $170 млн. в год соответственно.
Тогда операторы договорились о предоставлении взаимного доступа к антенно-мачтовым сооружениям, технологическим объектам для размещения оборудования, источникам энергоснабжения, антенно-фидерным системам и ресурсам волоконно-оптических сетей, а также развивать инфраструктуру базовых станций, транспортных сетей и системы программного обеспечения для мониторинга сети.
По словам Михаила Шуранова, как правило, "Киевстар" совместно использует антенно-мачтовые сооружения и распределенные антенные системы для обеспечения связи внутри помещений бизнес-центров. Совместно с другими операторами мобильной связи "Киевстар" использует, к примеру, систему на построенном к Евро-2012 стадионе "Донбасс-Арена". Планируется совместное использование системы в Киевском метрополитене. Выбор таких типов объектов объясняется тем, что он более прост в технической реализации", — говорит представитель оператора.
В компании подтверждают, что основной фактор для принятия решения о совместном использовании ИТС — финансовый. Методика расчета платы за использование инфраструктуры в "Киевстаре" действует универсальная. Она зависит от типа сооружения, особенностей размещения и состава оборудования и позволяет в каждом конкретном случае произвести расчет.
Сейчас в компании удовлетворены опытом совместного использования ИТС, хотя отмечают большую роль зависимости планов развития сети от финансовых возможностей партнёров. "Достоинства очевидны — уменьшение САРЕХ- и ОРЕХ-затрат для всех операторов, а возможные недостатки связаны с уменьшением технических возможностей объектов инфраструктуры", — объясняет Михаил Шуранов.
Очевидно, сейчас мобильные операторы никак не ограничены в возможностях и условиях совместного использования ИТС: кто считает это выгодным — находит партнеров и договаривается, кому это не надо — сам инвестирует и эксплуатирует свою инфраструктуру.
Если мобильным операторам в определенных условиях действительно выгодно обслуживать достаточно разнообразный спектр телеком инфраструктуры, например, пассивная, активная инфраструктура, БС, мачты, антенны узлы, то типичному интернет-провайдеру, как правило, владеющему лишь сетью кабелей и маршрутизаторов — это неинтересно. "Что такое провайдер? Это сама сеть и обслуживание. Другого ничего нет у провайдера. Так вот, если сеть так или иначе единая и обслуживание единое, это есть один провайдер", — говорит Владимир Сидоренко, совладелец "Триолан".
Поэтому он считает, что законопроект НКРСИ призван урегулировать отношения между операторами, которые "урегулировать практически невозможно". "Потому что совместный доступ к ИТС интернет-провайдеров не возможен по одной причине — ни один провайдер не даст свое имущество в распоряжение конкуренту. Как только это произойдет, это будет означать интеграцию двух конкурентов в одно предприятие. Поэтому может быть, кто-то лоббирует данный механизм, чтобы "под шумок" начать процедуру поглощения конкурентов с целью монополизации рынка", — высказывает предположение Владимир Сидоренко.
Невостребованное интернет-провайдерами и успешно практикуемое некоторыми мобильными операторами совместное использование ИТС в настоящее время вполне успешно регулируется устоявшимися рыночными отношениями. На этом фоне намерение НКРСИ взять на себя функции регулирования того, что уже де-факто урегулировано, может вызвать очередную волну недовольства действиями Комиссии со стороны участников рынка.
Новости партнеров
Новости