Главная Новости HI-tech НКРСИ установит тарифы операторам и провайдерам
commentss НОВОСТИ Все новости

НКРСИ установит тарифы операторам и провайдерам

Нацкомиссия регулирования связи и информатизации хочет наделить себя полномочиями по согласованию тарифов операторов и провайдеров

15 августа 2013, 19:19
Поделитесь публикацией:
НКРСИ установит тарифы операторам и провайдерам

В НКРСИ на финальной стадии подготовки находится законопроект с очень длинным и пространным названием, который в телеком-отрасли коротко окрестили "анализ рынков". Однако за видимой простотой названия скрываются впечатляющие амбицииНацкомиссии. Документ не только на законодательном уровне значительно расширяет полномочия НКРСИ по определению игроков с существенной рыночной долей (SMP — сокр. от Significant Market Power или значительная рыночная сила), но главное — попутно фактически наделяет Нацкомиссию правом утверждать тарифы операторов и провайдеров SMP в качестве штрафной санкции за обладание существенной рыночной долей.

Госорган, в частности, предлагает дополнить закон о телекоммуникациях статьей 39-1 "Регуляторные обязательства для операторов телекоммуникаций с существенным рыночным преимуществом на рынке определенных телекоммуникационных услуг", где в п. 3 НКРСИ наделяется правом накладывать на операторов или провайдеров SMP регуляторные обязательства относительно:
• расчета себестоимости телекоммуникационных услуг, указанных НКРСИ;
• представление на согласование в НКРСИ тарифов (тарифных планов) на предоставление услуг потребителям на рынках определенных телекоммуникационных услуг.

Данное нововведение авторы, не скрывая, называют одним из ключевых: "В случае отсутствия достаточных оснований для применения SMP-операторами тарифных предложений на предоставление телекоммуникационных услуг, Комиссия, с целью защиты интересов потребителей, имеет право заблокировать их внедрение".

Но тут возникает вопрос, по каким критериям НКРСИ будет оценивать наличие или отсутствие конкуренции на том или ином рынке? В законе о телекоммуникациях данная процедура не описана. В п.2 ст. 18-1 предлагаемого законопроекта очень пространно сказано, что Нацкомиссия оценивает тот или иной рынок "по установленным ею критериям". Что это за критерии, и в каком нормативно-правовом акте они описаны — в НКРСИ так и не ответили.

Например, критерии, по которым Нацкомиссия оценивает состояние конкуренции на рынке услуг пропуска трафика четко прописаны в соответствующем документе: "Порядок анализа рынков услуг пропуска трафика и определения операторов телекоммуникаций с существенным рыночным преимуществом". Он действует с 2011 года. Однако аналогичного порядка для анализа остальных рынков очевидно пока не существует. А без обоснованного решения о неконкурентности рынка процедура определения операторов с существенной рыночной долей, и уж тем более наложение на них какие-либо обязательств, выглядит сомнительной.

Примечательно, что Минэкономразвития, которое участвует в процессе согласования законопроекта НКРСИ, в комментарии "proIT" высказало принципиальное замечание о "необходимости определения исчерпывающего перечня критериев, по которым НКРСИ намерено анализировать состояние экономической конкуренции на рынках телекоммуникационных услуг, с целью внедрения четкой процедуры проведения такого анализа".

Кроме того, Минэкономразвития негативно относится к инициативе Нацкомиссии взять на себя полномочия по фактическому регулированию тарифов операторов и провайдеров: "Министерство высказало принципиальное замечание о необходимости исключения из проекта закона положений, которыми вводится государственное регулирование тарифов (тарифных планов) на предоставление телекоммуникационных услуг операторами, провайдерами телекоммуникаций с существенным рыночным преимуществом на рынке определенных телекоммуникационных услуг, как таковых, не согласуются с действующим законодательством".

Тем не менее, Александр Баринов, главный исполнительный директор life:) высказывает противоположное мнение: "Астелит продолжает поддерживать идею внедрения регулирования операторов со значительным рыночным преимуществом (SMP) на мобильном рынке Украины, как единственную возможность оздоровить конкуренцию среди операторов. Определение SMP-операторов — это эффективный инструмент формирования конкурентного рынка, ведь, если такой оператор злоупотребляет своим рыночным преимуществом и ограничивает конкуренцию, на него накладываются определенные ограничения, в т.ч. и в тарифообразовании".

По словам Александра Баринова, в таком случае для компаний со значительной долей рынка и для субъектов хозяйствования, которые не обладают рыночным преимуществом, условия конкуренции выравниваются, а соответственно сама конкуренция — усиливается. От этого выиграет потребитель, ведь именно у него, в итоге, есть широкий выбор поставщика услуг. "Однако такое эффективное регулирование розничного рынка будет иметь смысл лишь при условии детального анализа рынка и объективного определения операторов со значительным рыночным преимуществом, а также дальнейшего рационального применения данного инструмента", — отмечает топ-менеджер life:).

С критериями определения игрока SMP на рынке телеком-услуг все предельно ясно: в законе о телекоммуникациях написано, что это оператор или провайдер, доля дохода которого на определенном НКРСИ рынке в течение года, предшествующего проведению анализа рынка, превышает 25% суммарного дохода всех конкурентов, полученного за тот же период времени. Но в то же время, с условиями анализа рынка на предмет отсутствия конкуренции все далеко не так однозначно.

Поэтому, если законопроект НКРСИ будет принят в текущей редакции, он позволит Нацкомиссии при желании достаточно вольно манипулировать понятием "уровень конкуренции на анализируемом рынке" и навязывать игрокам тарифные планы на свое усмотрение.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Всеволод Некрасов,
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!