commentss НОВОСТИ Все новости

Украина HD-ready

Глубокий системный кризис телевизионной индустрии, о котором ProIT регулярно пишет, не оставляет ей шансов на сохранение статус-кво

13 декабря 2013, 09:30
Поделитесь публикацией:
Украина HD-ready

Можно предположить, что в течении самое большее двух лет, сразу после президентских выборов 2015 года, крупнейшие медиагруппы страны начнут переход на платные рельсы. Вполне возможно, что этот процесс начнётся гораздо раньше, уже в следующем году.  

Переход на модель платного ТВ ставит перед медиагруппами задачу найти и предложить аудитории нечто новое, некую ценность, которая оправдывала бы появление оплаты там, где её никогда не было. Одним из наиболее простых и очевидных способов может стать переход ТВ-вещания на стандарт высокой чёткости (HD, High Definition). 

Красивая картинка — наше всё

Эффект от перехода на HD-контент можно сравнить с опытом вождения по европейским автодорогам. Вроде бы ничего особенного, ну дорога, ну хорошая, однако возвращение в родные пенаты оказывается весьма неприятным. Движущей силой технологической эволюции, своего рода "гонки вооружений" телевещения — от чёрно-белой SD-картинки (625 строк с частотой обновления 50Гц) к т.н. ультравысокочёткому UDHTV-изображению (7680x4320 пикселей с частотой 100Гц и выше), — является желание производителей обеспечить максимальный комфорт для телезрителей. Наша зрительная система — настоящий шедевр. Человеческий глаз насчитывает свыше 100 млн. светочувствительных элементов, что обеспечивает возможности, аналогичные 52-мегапиксельной камере (принимая за угол зрения 60°). Его угловое разрешение в 1—2′ (около 0,02°—0,03°) позволяет различать объекты размером в 30—60 см и отклонение от симметрии в 5-10 см на расстоянии в 1 километр. Мы способны различать слабые звезды до +6,5 звёздной величины, что соответствует ISO свыше 1000. 

Столкнувшись с изображением необычно высокого качества, наш организм неосознанно фиксирует и саму эту разницу, и связанные с этим приятные ощущения. В результате примитивных физиологических реакций повышается смотрение даже коммерческой рекламы.  Многочисленные эксперименты вещателей по всему миру показали: достаточно хотя бы пару месяцев смотреть HD-контент, чтобы возврат к телевидению обычного качества вызывал заметный дискомфорт. Благодаря всему этому маркетинг  HD-вещания намного упрощается: новое качество "картинки" это новые расходы с одной стороны и новый ценный опыт с другой, поэтому без дополнительных денег здесь не обойтись. 

Барьеры всё ниже

Насколько готовы к такому повороту событий все заинтересованные стороны? Украинские медиагруппы в целом  готовы к переходу на HD-вещание в сжатые сроки. По словам Валентина Коваля, генерального директора телеканалов М1 и М2, HD уже фактически является основным форматом при закупке и производстве контента. Технологические платформы телеканалов обеспечивают поддержку сигнала высокой чёткости, хотя эта возможность ещё не востребована. В частности, цифровые архивы медиагрупп в основном используют SD-формат сигнала, поскольку хранение в HD существенно увеличивает затраты на объемы хранилищ.  

На противоположном конце цепочки дистрибуции ТВ-контента, у абонентов, набирает темпы процесс обновления парка ТВ приёмников. В конце октября на одном из мероприятий, посвященных вопросам развития HD-вещания в Украине, компания "GfK Украина" представила актуальные данные о продажах HD телевизоров в Украине. По её оценкам, начиная с 2010 года все продаваемые в нашей стране устройства являются HD-ready. При этом в нашей стране наиболее популярны телевизоры, поддерживающие т.н. Full HD формат  с разрешением 1920х1080p, максимальной кадровой частотой и построчной разверткой. Спрос на них оставался высоким даже во время экономического кризиса, и продолжает расти сейчас. Для сравнения в Европе потребители чаще всего покупают эконом-вариант, т.н. HD Ready.  

 

По оценкам компании "Воля-Кабель" на конец 2012 года почти 23% украинских ТВ-домохозяйств имели телевизор, поддерживающий HD-формат. При этом доля домохозяйств, уже использующих цифровое телевидение в том или ином виде (кабельное, эфирное, спутниковое) достигла 43%.

 

Таким образом, постепенно складываются внешние условия для запуска общенациональных сетей HD-вещания. Аудитория людей с достатком уже перешла на HD-технику и, зачастую, потребляет его в виде фильмов на оптических носителях, качает из Интернета и пользуется многочисленными IPTV и OTT-сервисами. Медиагруппы в целом готовы к HD-вещанию, более того, HD-каналы постепенно проникают в кабельные и на спутниковые вещательные платформы.  

 

Как может выглядеть реалистичный сценарий перехода к HD?

Немецкий сценарий

К 2009-му году в Германии сложилась ситуация, весьма похожая на украинскую. Вещатели не транслировали HD-контент из-за недостаточного проникновения абонентского оборудования (ресиверов и ТВ-приставок). Производители HD-совместимого оборудования не спешили по причине нехватки HD-контента. Торговые сети не закупали ТВ-приставки  из-за низких прогнозов продаж. Зрители не переходили на HD из-за нехватки контента. Все вместе участники рынка занимали выжидательную позицию и не были готовы рисковать своими деньгами.  

Ситуацию сломал новый игрок, позиционировавший себя как "вещательная платформа". Созданная консорциумом во главе со спутниковым оператором SES, компания HD PLUS GmbH (ТМ HD+) предложила зрителями HD-версии популярных национальных FTA-каналов. Чтобы максимально снизить барьеры для абонентов первые 12 месяцев пользования они получали не только бесплатно, но и без договoрных обязательств, вместе с комплектом оборудования. Регулярная абонплата по истечении льготного периода составляет 50 Евро в год. 

Несложная комбинация принесла отличные результаты. Через 18 месяцев после запуска сервиса, на 31 марта 2011 года, были проданы 827 000 приемники  "HD+", 769 000 домохозяйств пользовались сервисом, а из 172 000 пользователей сервиса, которые вышли за рамки бесплатного ознакомительного периода, впечатляющие 114 000 (66 %), перешли на постоянное обслуживания, заплатив ежегодные €50. Как заявил генеральный директор HD+ Вильфрид Urner, "в стране, где вопрос о том, готовы ли люди платить за телевидение, обсуждается уже более 20 лет, первые результаты HD+ просто замечательны. Конверсия на уровне 66 процентов явно выше ожиданий". В октябре 2012 года HD+ и SES объявили о том, что через три года после запуска сервиса насчитывается 2,8 млн. домохозяйств, получающих сигнал, включая 761 456 домохозяйств, которые оплачивают годовой взнос. Абоненты HD-совместимых ресиверов (для "HD+" и "Sky Deutschland HD") составили 50% всех спутниковых телевизионных приставок в Германии. 

Вместо итогов

Ситуация вокруг перехода украинского телевидения на HD-сигнал напоминает происходящее  на рынке мобильной связи. Не секрет, что "большая тройка" операторских компаний готова в кратчайшие сроки, буквально за полгода развернуть  3G-сети, а за полтора-два покрыть ими большую часть урбанизированной территории. В свою очередь основная масса абонентов уже перешла на устройства с поддержкой  3G и готова потреблять соответствующие услуги. Однако в случае с мобильной связью единственным препятствием оказалась политика госорганов, ангажированных непубличными группами влияния. В случае с индустрией телевидения такого препятствия нет. Вопрос о сроках, темпах и формах перехода на новый стандарт это на 100% вопрос о коммерческой стратегии, дополнительных рисках и новых возможностях. 

Так что в данном случае будущее индустрии только в её руках.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Роман Химич
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!