Главная Новости HI-tech Как переносят мобильные номера наши соседи
commentss НОВОСТИ Все новости

Как переносят мобильные номера наши соседи

Нацкомсвязи может почерпнуть богатый опыт MNP в соседних странах – и позитивный, и негативный

13 мая 2014, 19:00
Поделитесь публикацией:
Как переносят мобильные номера наши соседи

Последние по времени новости о ситуации вокруг услуги переносимости мобильных номеров (MNP) не внушают оптимизма. Судя по всему, процесс её внедрения на отечественном рынке зашёл в тупик. Недавняя публикация в ProIT содержит серьёзные обвинения в адрес и Администратора услуги, и ряда известных лиц. Руководствуясь принципом обсуждать не персоналии, но идеи и конкретные шаги, попробуем ещё раз взглянуть на ситуацию. Как и в прошлый раз рассмотрим опыт внедрения MNP в соседних странах. Однако теперь речь пойдёт не о Российской Федерации, а о других странах на постсоветском пространстве.

Грузия является одной из немногих стран, где эта услуга была внедрена "быстро и вполне успешно. Этому страна обязана настойчивости государства, которое поставило задачу интеграции в Евросоюз. Как известно, наличие MNP является строго обязательным для всех без исключения стран-членов ЕС. Национальный регулятор оказывал интенсивное и жёсткое давление на операторские компании в части сроков запуска услуги и условий её предоставления. За два года с момента запуска услугой воспользовалось свыше 120 тыс. абонентов. Стоит отметить, такие масштабы востребованности услуги соответствуют среднеевропейским. За редкими исключениями речь идёт о 3-5% ежегодно.

 

Республика Молдова может рассматриваться как ещё один пример успешного внедрения переносимости номеров. Показательно, что и в этом случае имела место проактивная роль отраслевого регулятора и, шире, государства. Причём их мотивация была точно такой-же, желанием гармонизировать национальное отраслевое законодательство и соответствующие нормативные акты ЕС. Желающим стоит ознакомиться с национальной Программой внедрения переносимости номеров.

Несмотря на крайне сжатые сроки запуска, переносимость номеров реализована в Молдове в наиболее совершенном виде. Абоненты имеют возможность менять операторов и мобильных, и фиксированных сетей. Переносимость для всех видов сетей стала доступна летом 2013-го года. Перенос осуществляется в течение пяти рабочих дней бесплатно для абонента. С июля по декабрь 2013 года оператора сменили 25885 абонентов мобильных сетей, что примерно соответствует показателям, достигнутым в Грузии. Само Национальное агентство по регулированию в области электронных коммуникаций считает динамику пользования услугой удовлетворительной.

Ещё одним примером того, как может и должна выглядеть услуга, является Азербайджан. Там MNP стала доступна с 1 февраля 2014 года после нескольких лет проволочек. Услуга полностью бесплатна для абонента, требует его идентификацию и занимает до шести рабочих дней.

Беларусь стала примером внедрения MNP для галочки. За первые два месяца после появления услуги ею воспользовалось менее тысячи абонентов. Для страны с населением в два-два с половиной раза больше, чему у Молдовы или Грузии это означает полный провал. Причины неудачи становятся понятны при внимательном изучении контекста возникновения услуги на беларуском рынке. Её появлению беларусы обязаны компании Turkcell, которая обусловила этим покупку местного оператора БэСТ (ТМ Life :) На этапе переговоров турецкие предприниматели настояли на предоставлении им целого пакет преференций, который включал обещания скорейшего внедрения MNP, а также эксклюзивную лицензию на частоты для 3G и другие "вкусности".

Однако по факту услуга была реализована соверешнно формально и довольно "криво" с технической точки зрения, на что неоднократно жаловались представители операторских компаний. Одним из наиболее серьёзных препятствий для абонентов стал порядок оплаты переноса номеров. Мало того, что это бремя было возложено на них, сам размер платы операторы устанавливали самостоятельно. В результате если для абонентов МТС её величина достигала примерно 2 USD, то лидера беларуского рынка Velcom требовал "отступные" в размере почти десяти долларов. Для сравнения местный life:) установил нулевую стоимость своих услуг переноса номера.

В Армении внедрение MNP было фактически отдано на откуп операторских компаний. Три оператора — "АрменТел" (ТМ Beeline, 100% дочка "ВымпелКом"), VivaCell-MTS (дочка МТС) и Orange Armenia (дочка France Telecom) основали "Союз операторов, предоставляющих услуги переносимости мобильных номеров", целью которого является создание и эксплуатация услуги в стране. Участники консорциума сами определили технические и организационные детали, провели все необходимые конкурсы на привлечение подрядчиков. Обращает внимание безудержный пиар со стороны местного регулятора в лице Комиссии по регулированию общественных услуг. По словам её представителей, внедрение услуги MNP в Армении обошлось в 15-20 раз дешевле, нежели в Грузии. Ранее представители Orange Armenia утверждали, что внедрение MNP в их компании обойдется примерно в 1 млн. евро. Для сравнения грузинский Beeline заявлял про совокупные расходы в размере 2 млн. USD. Такая грубая ложь представителей государства, возможно, обусловлена желанием оправдать своё самоустранение от процесса внедрения услуги. О её фактических результатах говорить рано, поскольку услуга была запущена 1 апреля 2014 года.

Краткий обзор опыта, накопленного в странах постсоветского пространства, убедительно свидетельствует необходимость проактивной позиции именно государства. По своей природе мобильная связь это классическая олигополия, рынок с очень ограниченной конкуренцией. Это, безусловно, очень комфортная ситуация для бизнеса и никакие изменения, нивелирующие барьеры между сетями, ему не нужны. Переносимость номеров необходима не бизнесу, но абонентам и, опосредованно, государству в целом. Естественная олигополия должна сдерживаться не путём лобового регулирования тарифов или, чего доброго, нормы прибыли компаний. Именно возможность отказаться от потерявшего чувство меры оператора и перейти вместе с привычным номером к другому, может и должна, наконец, стать обычным фактором и для украинского рынка.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Роман Химич
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!