Главная Новости HI-tech Преданные и непроданные
commentss НОВОСТИ Все новости

Преданные и непроданные

За три месяца власти так и не удосужились предложить украинским компаниям, имеющим активы в Крыму, внятные требования и правила игры

5 августа 2014, 13:12
Поделитесь публикацией:
Преданные и непроданные

Непоследовательная, конъюнктурная и, по большому счёту, бездарная политика государства Украина загоняет ведущие компании страны в глухой угол. За три месяца власти так и не удосужились предложить украинским компаниям, имеющим активы на полуострове, внятные требования и правила игры. В результате бизнес вынужден действовать на свой страх и риск, неся дополнительные убытки и потери.  

Диспозиция

Субъекты хозяйствования Украины в Крыму оказались в ситуации, попросту не предусмотренной национальным законодательством. Украинское государство более не является сувереном на территории Крыма и не имеет возможности обеспечивать правоприменение. Тем не менее, оно требует от украинских компаний в Крыму неукоснительного соблюдения именно его норм. Российское государство, напротив, обладает неограниченной возможностью навязывать свою волю и правила игры. Тем  не менее, исходя из своих текущих приоритетов оно не пользуется возможность "кошмарить" оказавшийся его заложником украинский бизнес. Более того, предоставило ему гарантии невмешательства на переходный период.  

Такая ситуация  создаёт ряд коллизий. Например, законодательство Украины рассматривает гривну в качестве единственного законного средства платежа. Любые розничные цены и расчёт между хозяйствующими субъектами могут осуществляться только с её помощью. В результате операторы мобильной связи страны по-прежнему выставляют цены на свои услуги в гривне, хотя её уже практически не осталось на руках у населения полуострова. Более того, НБУ ещё в мае предпринял меры по выводу гривны из обращения на территории Крыма. Часть денег была вывезена на материк, часть — попросту уничтожена.  

Не имея возможности принимать плату за свои услуги в российских рублях, операторы оказались в зависимости от сторонних компаний. Дистрибьюторы скретч-карт и операторы терминалов пополнения самостоятельно конвертируют принятые рубли в гривны, оставляя у себя немалые комиссионные. В случае рассчётов с юридическими лицами — подрядными организациями, арендодателями и т.п., —  эта схема невозможна. В результате украинские операторы не имеют возможности полноценно обслуживать принадлежащую им инфраструктуру. 

Ещё один глухой тупик связан с использованием радиочастотного ресурса (РЧР). И российское, и украинское государства считают РЧР Крыма своим достоянием и настаивают на исключительном праве распоряжаться им.  Однако Российская Федерация не только претендует, но и готова подкрепить свои претензии силой. В результате украинские операторы используют радиоэфир на птичьих правах, в рамках переходного периода, установленного российской стороной. По окончании этого периода, назначенного на 31 декабря 2014 года, украинским компаниям придётся отключить свои передатчики. 

Вскоре после аннексии Крыма правительство и парламент Украины пообещали бизнесу разработать и принять пакет нормативно-правовых актов, направленных на урегулирование вопросов, связанных с хозяйственной деятельностью на оккупированных территориях. В начале мая был принят Закон "Про обеспечение прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины". Зафиксированный в нём взгляд на ситуацию в Крыму базируется на безусловном отказе признания каких либо если не прав, то возможностей российской стороны и прямо отрицает какую-либо возможность украинских компаний взаимодействовать с оккупационными властями.  

Стаття 9 Незаконні органи, їх посадові та службові особи

2. Будь-які органи, їх посадові та службові особи на тимчасово окупованій території та їх діяльність вважаються незаконними, якщо ці органи або особи створені, обрані чи призначені у порядку, не передбаченому законом.

3. Будь-який акт (рішення, документ), виданий органами та/або особами, передбаченими частиною другою цієї статті, є недійсним і не створює правових наслідків.

Аналогичный взгляд предложен и к проблеме пользования РЧР на территории Крыма. Закон игнорирует наличие у РФ возможностей в части распоряжения радиочастотами и, соответственно, необходимость для украинских пользователей РЧР взаимодействовать с местными органами власти. 

Стаття 11 Гарантування права власності та правовий режим майна на тимчасово окупованій території

6. Земля, її надра, атмосферне повітря, водні та інші природні ресурси, що знаходяться в межах території України, природні ресурси її континентального шельфу, виключної (морської) економічної зони, які є об’єктами права власності Українського народу, військове майно, майно державних органів, державних підприємств, установ та організацій, що знаходяться на тимчасово окупованій території і є власністю держави Україна, не можуть переходити у власність інших держав, юридичних або фізичних осіб в інший спосіб, ніж передбачений законами України.

Вопросам хозяйственной деятельности на оккупированных территориях посвящена всего одна статья под номером тринадцать и гласит она следующее:

Стаття 13. Особливості здійснення економічної діяльності на тимчасово окупованій території

1. Особливості здійснення економічної діяльності на тимчасово окупованій території визначаються законом.

И это всё. Попросту говоря, государство не знает, что сказать своим резидентам по вопросу о работе в Крыму. Более того, этот вопрос его, кажется, не особо интересует. 

Преданные

Последние месяцы операторы мобильной связи бомбардируют НКРСИ просьбами разъяснить им порядок деятельности на территории Крыма. Дело в том, что власти Украины по-прежнему требуют от них неуклонного соблюдения выполнения лицензионных условий, включая предоставление услуг на всей территории страны без каких-либо исключений. С точки зрения самих компаний наиболее логичным выходом из ситуации было бы планомерное прекращение работы на полуострове. Связанные с этим убытки будут зафиксированы и отражены в отчётности компаний, а вся история — сдана в архив. Это не первый и не последний случай такого рода и для МТС, и для Вымпелком. Каждый лишний месяц деятельности приносит им убытки, при том, что после первого января следующего года им всё равно придётся прекратить свою деятельность и уйти из Крыма.   

Ответы Национальной комиссии по регулированию связи и информатизации на просьбы операторов растолковать нормы законодательства сложно не назвать издевательскими. 

Вместо внятных ответов по существу имеет место банальная отписка: "Ничего не трогайте, работайте как работали и продолжайте наблюдать".  При этом прецеденты регулирования хозяйственных взаимоотношений на территории Крыма всё-таки имеются. Например, в заключительных положениях к Закону о правовом статусе оккупированных территорий отдельный пункт посвящён регулированию отношений, связанных с поставками электроэнергии потребителям в Крыму.   

10) статтю 23 Закону України "Про електроенергетику" (Відомості Верховної Ради України, 1998 р., № 1, ст. 1; 2013 р., № 28, ст. 301; 2014 р., № 2-3, ст. 41) доповнити частиною четвертою такого змісту:

"Особливості регулювання правових, економічних та організаційних відносин, пов’язаних з продажем електричної енергії з оптового ринку електричної енергії України на тимчасово окуповану територію, а також відносин, пов’язаних з виробництвом, передачею, розподілом, постачанням, купівлею, продажем і використанням електричної енергії на тимчасово окупованій території, встановлюються Кабінетом Міністрів України";

Иными словами, бизнес операторов мобильной связи не заслуживает внимания в глазах органов власти, которые его "регулируют". 

Непроданные

Пока украинские мобильщики готовятся к эвакуации с территории Крыма, главный телекоммуникационный актив Рината Ахметова, компания Укртелеком планирует продолжать свою работу и после 2014 года. В своём ответе на запрос агентства "Українські Новини" представители компании сообщили, что "Укртелеком" "не планирует продавать, отчуждать или закрывать бизнес" на территории непризнанной Республики Крым. При этом в "Укртелекоме" не стали комментировать информацию председателя Совета министров Республики Крым Сергея Аксенова о том, что крымскому филиалу "Укртелекома" предстоит преобразование в компанию "Наштелеком".

Представители российского государства неоднократно заявляли, что вопросы контроля телекоммуникационной инфраструктуры относятся к числу стратегически важных. Ещё в мае министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров заявил, что украинские операторы в Крыму должны сделать выбор: перейти под действие российской юрисдикции и продолжить работу в Крыму либо освободить частоты, которые будут выставлены на конкурс или аукцион. При этом министр пообещал воздержаться от "односторонних жестких ходов": "Законодательство позволяет украинским операторам оказывать услуги, хотя это даже не российские юрлица. Украинские лицензии по факту признаются, и услуги связи по факту оказываются".

В силу требований украинского законодательства сценарий, при котором украинские операторы связи продолжают свою деятельность на территории Крыма традиционно рассматривался как нереалистичный. Неожиданное изменение позиции российского государства обращает на себя внимание. Позиция Укртелекома и его акционера вызывает ещё больше вопросов. Как они предполагают обойти неизбежные ограничения? Каким образом, какой ценой предполагается договориться с россиянами? 

Необходимо отметить, что российское Министерство по связи и информации в целом демонстрирует прагматичный и профессиональный подход к решению вопросов, связанных с телекоминфраструктурой на территории Крыма. Например, оно не препятствует работе украинских операторов мобильной связи, поскольку в их сетях обслуживаются все без исключения российские SIM-карты. Параллельно с этим ударными темпами строится инфраструктура уже российскими компаниями.  

Всё как всегда

Отраслевой регулятор и вся махина украинского государства четвёртый месяц не в состоянии определиться с позицией по простому, как дверь, вопросу: работать украинским компаниям в Крыму или не работать. Если работать, то как избегать патовых ситуаций в своих отношениях с обоими странами. Если уходить, то когда — прямо сейчас или когда "попросят". 

Можно предположить, что после ухода украинских операторов как всегда неожиданно всплывёт ещё один вопрос: порядок и условия обслуживания украинских абонентов в крымских сетях мобильной связи. Для сравнения SIM-карты российских операторов обслуживаются на территории полуострова хоть и в роуминге, но по домашним ценам. Это было бы невозможно без активной позиции российских властей и конструктивного взаимодействия украинских и российских операторов. Будет ли НКРСИ в состоянии сделать нечто подобное по случаю ухода из Крыма — большой вопрос.  

В который раз Национальная комиссия по регулированию связи и информатизации демонстрирует неспособность решить ни одни сколь-нибудь сложный и конфликтный вопрос. Попросту говоря, управленческую импотенцию, неспособность осуществлять свою титульную функцию. Немудрено, ведь члены Комиссии давно уже не принимают серьёзных решений. Неизбежен вопрос — кому и зачем нужна Комиссия в таком виде.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Роман Химич
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!