Главная Новости Досуг Звенигора, ставшая Голгофой для Александра Довженко
commentss НОВОСТИ Все новости

Звенигора, ставшая Голгофой для Александра Довженко

Тринадцатого апреля 1928 года в Киеве состоялась премьера ленты «Звенигора». За картину, воспевающую советскую власть, режиссера Александра Довженко заклеймили как буржуазного националиста

13 апреля 2011, 12:45
Поделитесь публикацией:
Звенигора, ставшая Голгофой для Александра Довженко

В кинематограф тридцатидвухлетний Александр Довженко пришел уже зрелым художником. Поработав учителем, дипломатом, карикатуристом, писателем Довженко решает уехать в Одессу – попробовать свои силы в кино. Сам он говорил, что не ничего не знал о производстве фильмов, но верил в исключительную важность нового искусства, которым в начале прошлого века стал кинематограф.

Именно в Одессе Довженко снял комедии "Вася-реформатор", "Ягодка любви" и шпионский фильм "Сумка дипкурьера". Но настоящим дебютом Довженко в кино становится лента "Звенигора", снятая в 1927 году. В это эпическое полотно режиссер уместил несколько веков украинской истории: казачину, гайдамаччину, польские нашествия, революцию, гражданскую войну и утверждение диктатуры большевиков. Фильм создавался к десятилетию советской власти и, как утверждают историки, сам Довженко называл его своим "партбилетом".

В центре повествования ленты, состоящей из 12 частей, — мифическая Звенигора, в которой в древние времена были зарыты несметные сокровища. Кто только за ними не охотится, но на страже сокровищ стоит дед — древний, как сама гора. Начинается картина с того, что в XVII веке поляки встречают деда и требуют, чтобы он провел их к Звенигоре. Впрочем, ничего у них не получается. У самого деда имеются два внука — Тимош и Павло. Тимош примыкает к красноармейцем и становится командиром агитпоезда, а Павло выбирает Белую гвардию и оказывается в эмиграции. Там он выступает в кабаре с шоу, которое якобы должно закончиться его самоубийством. Толпа на эти представления валит валом, а хитрый Павло собирает деньги для контрреволюционного мятежа на родине.

Вместе с реальными героями в фильме действует всякого рода нечистая сила, которая в итоге перевоплощается в Павла. Да и сам Дед не находит зарытых сокровищ: они все время от него ускользают. Ведь настоящие сокровища Украины — это ее недра, богатые углем и полезными ископаемыми, ее фабрики и заводы, и ее люди — те самые кадры, которые решают все. В итоге деду находится место в агитационном поезде, который мчит вперед на всех парах. Критики отмечают: "Так Довженко примиряет традиционализм с техническим прогрессом, революцию с контрреволюцией".

Сценарий ленты, был написан в харьковский период жизни Довженко Юрком Тютюнником и поэтом Майком Йогансеном. Генерал-хорунжий армии УНР решил написать сценарий к фильму-легенде о сокровищах, спрятанных гайдамаками в недрах горы. Сценарий даже был запущен в работу, но по неизвестным причинам прекратились. Довженко практически полностью переписал сценарий ленты, а фамилии Тютюнника и Йогансена исчезли из титров. Довженко в своей "Автобиографии" напишет, что снял "Звенигору" за 100 дней. И что это была одна из самых интересных его работ.

В сентябре 1927  года газета "Кино" печатает статью "Лицо врага" — "О вредительской деятельности буржуазных националистов в украинском кинематографе". "Сценарії для українських студій", — говорится в статье, — писали такі "автори", як терорист Фальківський ("Леся"), бандит Тютюнник, контрреволюціонер Буревій та подібні їм… Петлюрівський отаман Тютюнник, сховавшись під псевдонімом "Юртик", разом з українським поетом М. Йогансеном, скритне використаним націоналістами, здає на Одеській кінофабриці сценарій "Звенигори", в якому проповідується ідея "буржуазної української нації". Сценарій "Звенигори" ставив Довженко, який не зміг до кінця подолати шкідливі засади сценарію, і картина вийшла з грубими політичними помилками".

Сегодня картина "Звенигора" уже не воспринимается как триумфальное изображение строительства новой социалистической державы. Скорее, как изображение мифической Украины, сила и вечность которой, как гайдамацкий клад, спрятаны в исторической памяти народа. "Их не учили Родине — их учили классовой вражде и борьбе, их не учили истории. Народ, не знающий своей истории, — народ слепцов", — говорит Довженко в своем ежедневнике.

 "Звенигора" стал последним фильмом Довженко, снятым по чужому сценарию. После этого выйдут сюрреалистический "Арсенал" (1929) и шедевр "Земля" (1930). Эти три картины войдут в историю под. названием украинской трилогии Александра Довженко, объединенной троицей создателей – самим режиссером, оператором Даниилом Демуцким и актером Семеном Свашенко.

Через несколько лет после этого начнется новая страница в жизни Александра Довженко – трагическая дружба режиссера и "вождя народов" Иосифа Сталина

Фото: с сайта cult.gov.ua



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Тереза Маевская
comments

Новости партнеров


Новости

Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!