УКРАИНА

Памятник режиссеру, установленный на родине Довженко - городке Сосница Черниговской области

Памятник режиссеру, установленный на родине Довженко - городке Сосница Черниговской области

Тринадцатого апреля 1928 года в Киеве состоялась премьера ленты «Звенигора». За картину, воспевающую советскую власть, режиссера Александра Довженко заклеймили как буржуазного националиста

В кинематограф тридцатидвухлетний Александр Довженко пришел уже зрелым художником. Поработав учителем, дипломатом, карикатуристом, писателем Довженко решает уехать в Одессу – попробовать свои силы в кино. Сам он говорил, что не ничего не знал о производстве фильмов, но верил в исключительную важность нового искусства, которым в начале прошлого века стал кинематограф.

Именно в Одессе Довженко снял комедии "Вася-реформатор", "Ягодка любви" и шпионский фильм "Сумка дипкурьера". Но настоящим дебютом Довженко в кино становится лента «Звенигора», снятая в 1927 году. В это эпическое полотно режиссер уместил несколько веков украинской истории: казачину, гайдамаччину, польские нашествия, революцию, гражданскую войну и утверждение диктатуры большевиков. Фильм создавался к десятилетию советской власти и, как утверждают историки, сам Довженко называл его своим «партбилетом».

В центре повествования ленты, состоящей из 12 частей, - мифическая Звенигора, в которой в древние времена были зарыты несметные сокровища. Кто только за ними не охотится, но на страже сокровищ стоит дед - древний, как сама гора. Начинается картина с того, что в XVII веке поляки встречают деда и требуют, чтобы он провел их к Звенигоре. Впрочем, ничего у них не получается. У самого деда имеются два внука - Тимош и Павло. Тимош примыкает к красноармейцем и становится командиром агитпоезда, а Павло выбирает Белую гвардию и оказывается в эмиграции. Там он выступает в кабаре с шоу, которое якобы должно закончиться его самоубийством. Толпа на эти представления валит валом, а хитрый Павло собирает деньги для контрреволюционного мятежа на родине.

Вместе с реальными героями в фильме действует всякого рода нечистая сила, которая в итоге перевоплощается в Павла. Да и сам Дед не находит зарытых сокровищ: они все время от него ускользают. Ведь настоящие сокровища Украины - это ее недра, богатые углем и полезными ископаемыми, ее фабрики и заводы, и ее люди - те самые кадры, которые решают все. В итоге деду находится место в агитационном поезде, который мчит вперед на всех парах. Критики отмечают: «Так Довженко примиряет традиционализм с техническим прогрессом, революцию с контрреволюцией».

Сценарий ленты, был написан в харьковский период жизни Довженко Юрком Тютюнником и поэтом Майком Йогансеном. Генерал-хорунжий армии УНР решил написать сценарий к фильму-легенде о сокровищах, спрятанных гайдамаками в недрах горы. Сценарий даже был запущен в работу, но по неизвестным причинам прекратились. Довженко практически полностью переписал сценарий ленты, а фамилии Тютюнника и Йогансена исчезли из титров. Довженко в своей «Автобиографии» напишет, что снял «Звенигору» за 100 дней. И что это была одна из самых интересных его работ.

В сентябре 1927  года газета «Кино» печатает статью «Лицо врага» — «О вредительской деятельности буржуазных националистов в украинском кинематографе». «Сценарії для українських студій», — говорится в статье, — писали такі «автори», як терорист Фальківський («Леся»), бандит Тютюнник, контрреволюціонер Буревій та подібні їм… Петлюрівський отаман Тютюнник, сховавшись під псевдонімом «Юртик», разом з українським поетом М. Йогансеном, скритне використаним націоналістами, здає на Одеській кінофабриці сценарій «Звенигори», в якому проповідується ідея «буржуазної української нації». Сценарій «Звенигори» ставив Довженко, який не зміг до кінця подолати шкідливі засади сценарію, і картина вийшла з грубими політичними помилками".

Сегодня картина «Звенигора» уже не воспринимается как триумфальное изображение строительства новой социалистической державы. Скорее, как изображение мифической Украины, сила и вечность которой, как гайдамацкий клад, спрятаны в исторической памяти народа. «Их не учили Родине — их учили классовой вражде и борьбе, их не учили истории. Народ, не знающий своей истории, - народ слепцов», - говорит Довженко в своем ежедневнике.

 «Звенигора» стал последним фильмом Довженко, снятым по чужому сценарию. После этого выйдут сюрреалистический «Арсенал» (1929) и шедевр «Земля» (1930). Эти три картины войдут в историю под. названием украинской трилогии Александра Довженко, объединенной троицей создателей – самим режиссером, оператором Даниилом Демуцким и актером Семеном Свашенко.

Через несколько лет после этого начнется новая страница в жизни Александра Довженко – трагическая дружба режиссера и «вождя народов» Иосифа Сталина

Фото: с сайта cult.gov.ua

Читайте новости Comments.UA в социальных сетях facebook и twitter.

Теги: кино, Довженко, искусство, история

Версия для печати
комментарии powered by Disqus
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
властьвласть деньгиденьги стиль жизнистиль жизни hi-techhi-tech спортспорт мирмир
Архив Экспорт О проекте / Контакт Информатор

   © «Комментарии:», 2014

Яндекс.Метрика Система Orphus