Главная Новости Досуг Как не сгореть на рабочем месте
commentss НОВОСТИ Все новости

Как не сгореть на рабочем месте

Чтобы предотвратить развитие синдрома профессионального выгорания, психологи советуют менеджерам заняться физическим трудом и научиться плакать

17 июня 2011, 00:15
Поделитесь публикацией:
Как не сгореть на рабочем месте

Раздражительность, резкие перепады настроения, невозможность сосредоточиться на работе, циничные выпадки в строну коллег — зачастую такое поведение свидетельствует не о скверном характере человека, а о довольно распространенной офисной "болезни": синдроме эмоционального выгорания. Этим психологическим недугом, который три десятка лет назад описал американский ученый  Фрейденберг, страдают тысячи сотрудников на своих рабочих местах.    

Причина "выгорания" кроется в том, что человек сам загоняет себя в ловушку исключительной вовлеченности и эмоциональной зависимости от работы. Правда, в один момент то, что приносило удовольствие, становится ненавистным, а то, что раньше считалось интересным и важным, кажется бесполезным. "Выгорание" развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека

Причины недуга

Самые главные признаки "болезни" — чувство безразличия и эмоционального истощения по отношению к работе, негативное отношение к коллегам и уничижительное отношение к самому себе. При этом психологи утверждают: нет никакой связи между эмоциональным выгоранием и личной жизнью менеджера, либо же стажем его работы. Правда, женщины в большей степени подвержены эмоциональному истощению, чем мужчины.

Чаще всего синдром эмоционального выгорания развивается у тех, кому приходится часто общаться с людьми и быстро принимать решения. Кстати, менеджеры, которые предпочитают дипломатичный стиль управления и предпочитают во всем находить компромиссы, подвержены выгоранию реже, чем те, кто в конфликтных ситуациях использует поведенческие модели "соревнование" и "приспособление". 

Еще один фактор – плохо организованная работа и неблагоприятный климат в коллективе. К примеру, если работа плохо оплачивается, каждое решение нужно подкреплять тысячей бумажек и подписей, а сотрудники на каждом шагу норовят сделать пакость. В зону риска также попадают скромные и застенчивые работники, неопытные специалисты, которые панически боятся потерять работу, а также женщины, которым приходится разрываться между работой и семьей. Кроме того, синдрому выгорания подвержены жители крупных мегаполисов, которым волей-неволей приходится общаться с большим количеством незнакомых людей.

Симптомы "выгорания"

Американская психологическая ассоциация считает, что есть 4 стадии развития синдрома истощения
1) Стадия медового месяца:

В течение этой фазы менеджеры возлагают большие надежды на свою работу, стоят планы и с удовольствием несут ответственность за деятельность компании.

2) Стадия пробуждения или отрезвления:

В этот момент работник начинает понимать, что его ожидания слегка завышены. Причем и работодатель, и коллеги начинают не соответствовать возложенным на них надеждам.

3) Стадия потери рабочего тонуса:

На этой стадии менеджер вместо интереса к работе чувствует лишь усталость. Впрочем, усталость не мешает ему без устали критиковать работодателя, клиентов или подчиненных.

3) Конечная стадия — полное выгорание:

Главная его отличительная черта – чувство отчаяния. Чувствуя себя выжатым, словно лимон, сотрудник в то же время не может решиться на смену работы.

Симптомы же профессионального выгорания можно поделить на три группы:

Психофизические (синдром хронической усталости, снижение скорости реакции, чувство опустошения, слабость, колебания веса, бессонница или постоянная сонливость)

Социально-психологические (депрессия, раздражительность, вспышки гнева, ощущение беспокойства, негативная установка на будущее)

Поведенческие (смена режима дня, попытки избежать ответственности при принятии решений, игнорирование рабочих задач, отдаление от сотрудников, злоупотребление алкоголем или табаком).

Что делать

Психологи утверждают: синдром профессионального выгорания не грозит оптимистам, креативным и общительным людям.

Если же работа все-таки опостылела и руки опускаются даже при виде самого пустякового задания, шанс вернуться к полноценной рабочей жизни все же есть.

Во-первых, нужно поставить перед собой новые задачи и цели. Причем очень важно не примерять на себя роли других людей, достигших успеха в том же возрасте или в той же сфере. И хоть психологи советуют обсуждать новые цели со знакомыми и друзьями, не стоит полагаться на их мнение. Ведь в противном случае можно поставить нереальные задачи и вновь "сгореть".

Во-вторых, нужно научиться расслабляться. Нередко этому, на первый вигляд, элементарному навыку современным менеджерам приходится специально учиться. Ведь если человек тратит на работе огромное количество энергии, то как-то нужно эти потери восполнять. Вариантов компенсации множество. Можно увлечься рисованием, записаться на занятия в фитнес-клуб, учиться танцевать или стать активистом какой-нибудь общественной организации. Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода.

В-третьих, просто необходимо научиться грамотно выражать эмоции, ведь эмоциональная разрядка --обязательное условие не только для психического, но и физического здоровья. Необходимо, как минимум, учиться рассказывать о своих проблемах близким людям. Желательно, чтобы процесс "выплескивания" наболевшего не был схож с извержением эмоционального вулкана, который сносит все на своем пути. Контролировать этот процесс позволят, например, занятия боксом. А если рядом нет боксерской груши, то вместо собеседника лучше порвать на мелкие части обычную бумажку.

Самое главное – стремиться отыскать внутреннюю гармонию. Тогда и пожары на рабочем месте будут не страшны.

Фото: ShutterStock



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Тамара Ветлицкая
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!