Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Украинские школьники наконец-то получили на руки новые учебники "История Украины". Министр Табачник неоднократно хвастал тем, что учебники поступят в школу к началу нового учебного года, однако содержание новых пособий долгое время оставалось загадкой. Сегодня же уверенно можно сказать, что в новой красивой обертке Министерство образования и науки предложило старшеклассникам продукт, сделанный по старым советским лекалам.
Так, к примеру, термин Вторая мировая война частично заменен термином Отечественная война, значительно сократился объем информации по ОУН-УПА, исчезли упоминания о Карпатской Украине. Один из авторов учебника, Елена Пометун, на презентации книги отметила: "Мы работаем для детей, а не для того, чтобы удовлетворить чьи-то политические симпатии. А если не хватает какого-то факта, дети и учителя могут воспользоваться Интернетом".
"Комментарии" решили выяснить, что в новых учебниках написано о годах независимости Украины, и какой образ родной страны должен возникнуть перед глазами одиннадцатиклассников.
В разделе "Украина в условиях независимости" по большей части фигурируют президенты Леонид Кравчук и Леонид Кучма. Смысловые акценты расставлены не двузначно: "В начале 90-х годов новоизбранный Президент Л.Кравчук, преданный идеалам независимости, имея большой управленческий опыт, организаторские способности, талант нахождения компромисса, постепенно перетянул на себя инициативу развития государственности". О Кучме, правда, составители учебника куда худшего мнения: по прочтению у школьника должно сложиться впечатление, что главное занятие Леонида Даниловича на посту – усердное перетягивание одеяла государственной власти на себя.
А вот Виктор Ющенко и Виктор Янукович упоминаются в учебнике всего дважды. Причем если рядом с фамилиями Кучмы, Кравчука и Ющенко просто указано: "выбран на должность президента", то рядом с именем Виктора Федоровича красуется выражение: "по результатам всенародного волеизъявления Президентом Украины был избран Виктор Янукович". Еще одно упоминание о Ющенко и Януковиче относится к периоду "оранжевой революции". Правда, о самой революции в учебнике нет ни слова. Все описание выборов- 2004 ограничивается несколькими предложениями: "Виктор Янукович опередил своего оппонента на 3% голосов. Однако оппозиция начала протестные акции, обвиняя власть в фальсификации подсчета голосов. Она почти полностью парализовала деятельность центральных органов исполнительной власти". Кто такая оппозиция и как ей удалось парализовать работу власти, одиннадцатиклассники, судя по всему, должны догадаться сами.
Как, впрочем, сами должны додуматься до очень многих вещей, поскольку текст в новом учебнике напоминает игру "белое и черное" не называть, "да" и "нет" не говорить". Весь текст настолько абстрактно повествует о событиях прошедших двадцати лет, словно это рассказ о доисторических временах. Так, к примеру, процессы приватизации просто названы "противоречивыми", без какой-либо конкретики. Создавая образ "черных 90-х", авторы экспрессивно отмечают: "Государство фактически грабило население, постоянно увеличивая отчисления на свои потребности и уменьшая долю заработной платы. (…) Даже были случаи, когда учителям выплачивали зарплату водкой. (…) Миллионы людей не имели возможности приобрести пищевые продукты и товары первой необходимости". Но четкого ответа на вопрос "Кто виноват?" здесь нет. Зато есть много слов вроде "прихватизировать" и "отмыть" (учебник, кстати, академического уровня). В части, посвященной процессу тенизации экономики, авторы пишут: "Основная часть крупных капиталов создавалась за счет "теневой" деятельности, спекуляции, взяточничества и воровства, поэтому в центре экономической жизни вполне закономерно оказались личности, тесно связанные с "теневой" экономикой, представители коррумпированного государственного аппарата". Кто именно оказался "паршивой овцой" во властном стаде, школьникам решили не сообщать. Зато снабдили главу цитатой о процессе тенизации из книги Кучмы "Украина – не Россия!"
Экономический блок учебника достоин отдельного внимания. Об одной из самых значимых вех в истории независимой Украины – введении национальной валюты – упомянуто в исключительно информационном ключе. Зато "источниками" выступают указ президента "О денежной реформе", и, почему-то, слова Главы Верховной рады В.Литвина: "Реформа сопровождалась установлением и последующей поддержкой завышенного курса гривны по отношению к доллару США и другим валютам, который, очевидно, не соответствовал ее реальной покупательной способности и кризисному состоянию украинской экономики". А приведенные после этого факты подводят школьника к мысли о том, что гривна была введена неправильно и не вовремя.
Что касается внешнеполитического вектора Украины, то книга повествует: "Наиболее благоприятное экономическое пространство – это страны бывшего СССР, где есть реальные возможности для активизации отношений на новой политико-экономической основе. (…) Сферу особых экономических интересов Украины составляют страны Восточной Европы, прежде всего, бывшие члены совета Экономической Взаимопомощи (Болгария, Венгрия, Словакия, Чехия)". Уже после этого авторы вспоминают о работе с ЕС, а в конце одним предложением упоминают о сотрудничестве с США и Китаем. Завершает же главу цитата Владимира Литвина из интервью "Сельским вестям" о перспективах экономических отношений с Китаем. Кстати, во всем учебнике спикер ВР щедро цитируется как "историк" (от вопросов Второй мировой войны до ситуации с гривней). Впрочем, есть еще более интересный источник – лидер КПУ Петр Симоненко, цитата которого приведена для иллюстрации демографического кризиса в стране.
Авторы учебника не могли обойти вниманием и вопросы языка. Так, из нового пособия одиннадцатиклассники смогут узнать, что 5,5 млн. этнических украинцев считают русский язык родным, а вообще "сегодня в Украине существует три мегаязыковые группы – украиноязычные украинцы, русскоязычные украинцы и русскоязычные русские". Интересно, что, в общем-то, поверхностно перечисляя народности, живущие в Украине, авторы целых два абзаца отводят информации о жизни цыган, которых политкорректно именуют ромами.
Глава, посвященная религиозной ситуации в стране, объясняет старшеклассникам, что после образования УПЦ КП и УАПЦ преимущественное большинство верующих осталось в лоне РПЦ, зато украинские греко-католики виноваты в обострении конфликтов между Ватиканом и Москвой.
История культуры и духовности независимой Украины обозначена широкими мазками. "Прозаики, поэты играли большую роль в духовном, гражданском развитии украинского народа", — отмечают авторы. Сам раздел больше напоминает банальное перечисление имен поэтов, писателей, художников и других деятелей искусства. К примеру: "Радовали своими песнями зрителей и слушателей И.Билык, О.Билозир, В.Билоножко, Н.Гнатюк, П.Дворский, П.Зибров, В.Зинкевич, А.Кудлай, Ани Лорак, Н.Матвиенко, Т.Петриненко, Т.Повалий, С.Ротару, В.Шпортько и другие мастера эстрады". Имена героев, кстати, в учебнике вообще решили не называть. Отдельно упомянут и успех Русланы на "Евровидении": "Большого успеха достигла украинская певица Руслана Лыжичко, которая в 2004 году заняла первое место на конкурсе песни "Евровидение". Она была удостоена высокого звания Героя Украины. В 2005 году Украина стала организатором этого певческого конкурса. По отзывам многих гостей, музыкальный европейский праздник в Украине удался".
А вот авторам учебника, судя по всему, удалось столь мастерски "подкорректировать" историю для школьников, что рассчитывать на сколь-нибудь внятное понимание молодыми украинцами собственной истории попросту не приходится. Впрочем, есть куда более важная проблема: текст учебника усердно наталкивает на мысль о том, что гордиться жителям независимой Украины, в общем-то, и нечем. А значит, и любить свою страну молодым гражданам вовсе необязательно.
Новости партнеров
Новости