Главная Новости Досуг Лицо Киева: как у Днепра хотели «город-сад» построить (Часть 2)
commentss НОВОСТИ Все новости

Лицо Киева: как у Днепра хотели «город-сад» построить (Часть 2)

По Генплану 36-го года вместо массива Нивки должен был быть разбит огромный парк, а на Русановке планировалось построить крупный порт

4 февраля 2012, 12:40
Поделитесь публикацией:
Лицо Киева: как у Днепра хотели «город-сад» построить (Часть 2)

В первой части материала "Лицо Киева: как у Днепра хотели "город-сад" построить" "Комментарии" писали, как киевские чиновники и архитекторы подходили к необходимости создания генерального плана города в 1920-30-е годы. Эта задача стала особенно актуальной после предоставлению городу столичных функций в 1934-м. Генплан Киева 1936 года стал отображением будущего обустройства столицы УССР. Вот только наработки архитекторов так и не воплотились в реальность.

Каким мог бы быть Киев сегодня – об этом вторая часть материала. Для анализа мы будем использовать непосредственно Генплан-1936 и немецкую военную карту Киева 1943 года (для сравнения с имеющейся по тем временам застройкой и понимания всей масштабности задумки архитекторов).

Для начала стоит посмотреть на западную часть Киева по Генплану 36-го года.

Жуляны, вся цепь Борщаговок (от Михайловской до Софийской), Беличи, Куреневка, Виноградарь и Ветряные горы представляются архитекторами не более, чем пригородными образованиями в столице Советской Украины. А на месте сегодняшней Оболони, равно как и на месте Теремков, а также вдоль нынешнего просп. 40-летия Октября какой-либо застройки вообще предусмотрено не было. На западе город заканчивался на Святошино и территории, которая сегодня занята Академгородком. Первое, что сразу же бросается в глаза в этой части города – это два огромных парка, обозначенные на карте двумя кругами.

Меньший круг находится в районе нынешнего бульвара Лепсе в квадрате, ограниченном современными улицами Василенко, Героев Севастополя и проспектом Космонавта Комарова. На плане отлично видна огромная колоннада на входе в будущий парк, направленная в сторону сегодняшней улицы Василенко. На севере, прямо на месте современного жилого массива Нивки, должен был появиться еще более масштабный круглый парк. Сегодня эта территория ограничена железной дорогой, проспектом Победы и улицами Туполева и Стеценко. На месте сегодняшней улицы Щербакова (на участке от проспекта Победы до Эстонской улицы) предполагали разбить что-то вроде огромного входного комплекса с парадной аллелей, которая бы и вела к главному входу в парк. О том, что столь масштабные работы по озеленению в этой местности на то время были вполне возможны, доказывает немецкая карта, на которой отлично видны свободные от капитальной застройки пятна на месте двух указанных перспективных парков.

Теперь перейдем на Левый берег. Центром этой части города запроектировали комплекс площадей с парком на участке от сегодняшней Ленинградской площади до кольца на пересечении проспекта Гагарина и улиц Красноткацкой и Красногрвардейской.

По большому счету, на Генплане 36-го года жилая застройка на Левобережье предполагалась лишь в районе современных Комсомольского массива, Соцгородка, на Старой Дарнице и Харьковском массиве. Правда, в варианте 30-х годов Харьковское шоссе прошло бы с уклоном на север – строго параллельно нынешней улице Бориспольской и прямо через современный Парк Партизанской славы. Позняки же, Осокорки, Лесной и Радужный массивы, Воскресенка и Троещина либо вообще не воспринимались сталинскими архитекторами в качестве будущих столичных районов, либо стали бы в перспективе пригородными зонами.

Но самое главное, что бросается в глаза, это огромный порт на месте сегодняшних Березняков и Русановки.

Кроме того, чуть меньшие порты были предусмотрены на территориях нынешних Нижней Телички и Корчеватого. В случае реализации этих планов, на месте современных дач на Жуковом острове возвышались бы портовые склады либо другая инфраструктура. Березняки же и Русановка так никогда бы и не появились. На месте нынешнего массива Березняки в то время стояла лишь небольшая Кухмистерская слободка, а Русановского канала не было и в помине.

Также интересна судьба Труханова острова, уготованная ему архитекторами 30-х годов. По планам, его бы разделили минимум на шесть островков с парками – с тем, чтобы каждый островок был бы соединен с другими мостиками. 

Что же касается Печерска, Липок, Старого города и даже района Лукьяновки, то здесь была запроектирована целая цепочка масштабных площадей. И об этом "Комментарии" расскажут в заключительной части материала "Лицо Киева: как у Днепра хотели "город-сад" построить".

Карты: genplan.kiev.ua, eresokieve.semiletov.ho.ua

Фото: hiblogger.net



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Андрей Сантарович
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!