Главная Новости Досуг Святая простота
commentss НОВОСТИ Все новости

Святая простота

Из всего разнообразия вер наименее популярны среди украинцев вера в свою ответственность и вера в собственные силы

10 мая 2013, 14:11
Поделитесь публикацией:
Святая простота

Из года в год украинцы задаются мучительным вопросом: почему мы так живем? Наверное, пора поискать ответ в себе самих. А для этого — посмотреть на себя со стороны.

"k:" решили посмотреть на украинцев с самых разных сторон, не слишком озабочиваясь тем, чтобы не задеть чье-нибудь самолюбие. Каждый такой взгляд высвечивает какие-то новые черты — и в то же время помогает понять, что нужно изменить в себе, чтобы жить лучше и с уверенностью смотреть в будущее.

Наверное, образ украинцев получился не столь приглядным, как хотелось бы. Быть может, кто-то будет этим удручен... Но все же есть и немалый повод для оптимизма. По крайней мере, можно абсолютно не обращать внимания на заявления, что украинцы — это некая безликая масса, обреченная раствориться в иной культуре.

Принято считать, что мы, украинцы, очень верующий народ. И это правда. Склонность верить — истово и без сомнений — наша национальная черта, кто и сколько бы нас ни подлавливал "на доверии".

Мы активно потребляем якобы бесплатные или "немножко платные" советы любого толка — как разбогатеть, стать здоровым, счастливым, неотразимым, сексуальным, — лишь бы они были достаточно просты. На этой вере построены успехи газет и телевидения. Несомненно — политиков. А особенно — журналов и программ "для женщин", "мужчин", "для дома и семьи". Мы верим, что можно щелчком пальцев увеличить население страны на пять миллионов. Вынуть из дырявого бюджета пенсии размера XXL. Обеспечить силами местного техникума "высшее образование европейского уровня". Исправить фигуру независимо от конституции тела тремя-четырьмя упражнениями (пять уже было бы много, а значит, непросто). Мы верим, что отношения между мужчиной и женщиной, отцами и детьми, подчиненными и начальниками строятся по простым, примитивным даже схемам. Главное — правильно определить "свою" схему и подобрать под нее подходящую тебе роль. Тоже простую. Ведь мир, в сущности, устроен просто — в это мы тоже верим свято.

На этой вере основана наша необыкновенная для образованного общества суеверность. Ее не победила ни всеобщая школьная повинность, ни тысячелетняя традиция христианства. Напротив, христианство на наших землях само обросло суевериями — гаданиями в крещенский вечерок, прикладыванием "намоленных" образков к больным местам, "отмаливание" сглаза, "сливание на воск" непременно с церковных свечей и т.д. И что интересно, никакие новомодные полтергейсты или НЛО не могут составить в наших глазах конкуренцию старому доброму выкатыванию яйцом по любому поводу — от кредитной задолженности до привычки младенца есть по ночам.

Наша повальная образованность лишь углубляет веру. Хотя во всех педагогических вузах на лекциях утверждают, что один из основных принципов дидактики — принцип научности. Однако нам со школьной скамьи остается лишь верить в то, что Тарас Шевченко — гений, что внутри твердых тел запрятана кристаллическая решетка, что параллельные прямые не пересекутся никогда в жизни. Не говоря уже о таких действительно требующих изрядного напряжения веры вещах, как теория эволюции или Большой взрыв. Да что там мы! Вот недавно мелькнул заголовок в Интернете: "Ученые верят, что найденная ими частица — действительно бозон Хиггса". Ученые — и те всего лишь верят! Вот и мы можем только верить. В то, что за голубым небом — черный космос, а по белому лику Луны потоптался Нил Армстронг. И мы бы верили, если бы у нас было желание задирать голову так высоко. Но желания такого у большинства из нас нет — нам и на земле проблем хватает.

Это еще одна наша святая вера — в проблемы. Мы верим, что жизнь наша тяжела, что мы бедные — в обоих смыслах слова. Репортажи об умирающих с голоду африканских детях вызывают у нас не сочувствие, не мысль о том, что бывает и хуже, а раздражение. Масса наших проблем — как раз следствие веры в то, что проблемами мы обложены, как Дед Мороз — ватой. Из-за этого так озабочены, подозрительны, безразличны, суетливы и суеверны. Практика показывает, что стоит нам хоть чуть-чуть не поверить даже — заподозрить, что все не так плохо (не хорошо, просто не слишком плохо), как чакры распахиваются настежь, тянет творить добрые дела, делиться от щедрот и всячески проявлять милосердие. Жаль только, что подозрение это редко перерастает в уверенность. Тем более — в веру.

Несмотря на то что мы твердо знаем, что положение наше незавидно, мы парадоксальным образом верим в то, что не мы в этом виноваты и значит не нам это положение исправлять. Исправиться все должно само собой. Или мифическим кем-то. Мы вообще уверены в том, что государство нам должно. Все — от бесплатного образования до бесплатной медицины, от отличных дорог до чемпионата мира по футболу. И чтобы чиновники пеклись о благе народа — нашем то есть. И чтобы честными были — сами, без нашего вмешательства. И налогов за все это не брали. Как так "не бывает"? Халявы не бывает? Разве? Отчего же тогда у нас процветают всевозможные "акции", "нигерийские письма счастья", розыгрыши, МММ-ы?

Отчего все так вышло? Может, высший промысел? В это легче всего поверить. Но отсутствие критического мышления — недостаток не Божьей воли, а плохого образования. Можно, конечно, сколько угодно верить, что наше образование — лучшее в мире (или ностальгировать, полагая, что оно было таковым). Но разве вбить детям в головы интегралы важнее, чем научить их сомневаться?

Возможно, именно эта наша категоричность заставляет нас верить в то, что мы вообще-то люди весьма духовные. Мы не какие-нибудь рациональные и расчетливые типы, берущиеся активно перекраивать реальность в свою пользу. Мы сильны не делами — но духом. Да, мы любим себя в христианстве больше, чем христианство в себе. Но разве наша выдающаяся духовность не дает нам для этого оснований? Мы настолько прекрасны в душе, что не можем не поклоняться этой красоте, возвышающей нас над бренным миром, погрязшим в материальном и суетном. Ничтоже сумняшеся мы помещаем на страницы тетрадей по "Христианской этике" рядом с историей рождества младенца Иисуса символы собственной святости — ветку калины, бандуру и вышитый рушник. Пускай дети с младых ногтей привыкают к мысли о том, что они настолько духовны, что наверняка интересуют Господа Бога больше, нежели все прочие. Нам в отличие от них, прочих, даже лотерейный билет покупать не нужно.

Подробнее о портретах современных украинцев читайте в свежем номере еженедельника "Комментарии".



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Екатерина Щеткина
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!