Главная Новости Досуг Семь лучших фильмов Петра Тодоровского (ВИДЕО)
commentss НОВОСТИ Все новости

Семь лучших фильмов Петра Тодоровского (ВИДЕО)

«Комментарии» вспоминают лучшие фильмы выдающегося режиссера и сценариста, скончавшегося 24 мая 2013 года на 88-м году жизни

24 мая 2013, 15:12
Поделитесь публикацией:
Семь лучших фильмов Петра Тодоровского (ВИДЕО)

Режиссер, сценарист, оператор, композитор и актер Петр Тодоровский родился 26 августа 1925 года в украинском городе Бобринец на Кировоградщине. "Я знаю, что значит голод. В 1932-м я выбирал из веника пупырышки, толок их с гнилой свеклой. Называлось это "матарженики"", — вспоминал режиссер в интервью русскому журналу Esquire.

Летом 1943 года Тодоровский стал курсантом Саратовского военно-пехотного училища. Позже он вспоминал, как мучился в выданных ботинках 42-го размера со своим 43-м. В следующем году его направили на фронт. В составе 47-й армии 1-го Белорусского фронта Тодоровский дошел до Эльбы, а после завершения Второй мировой даже ненадолго был назначен комендантом маленького немецкого городка на этой реке.

В 1949 году Петр поступил на операторский факультет ВГИКа, в мастерскую Бориса Волчека. Окончив институт в 1954 году, около десяти лет работал оператором на Одесской киностудии. Среди его самых известных операторских работ – "Весна на Заречной улице" (1956), "Два Федора" (1958), "Жажда" (1959).

Режиссерским дебютом Петра Тодоровского стал фильм "Верность" (1964), который принес ему премию "Опера-прима" на ХХVI Международном кинофестивале в Венеции. Несмотря на то, что у него не было режиссерского образования, картины Тодоровского полюбили зрители и высоко оценивали критики. Сам мэтр говорил, что специальные знания ему заменяет интуиция.

В 1970 году Тодоровский дебютировал как актер, сыграв одну из главных ролей в фильме Марлена Хуциева "Был месяц май". Не менее важное место в его жизни занимала музыка, которой Петр Ефимович увлекался с детства. И хотя музыкального образования он также не получил, это не мешало ему собственноручно писать музыку и песни ко многим фильмам, в том числе и своим – "По главной улице с оркестром", "Военно-полевой роман", "Интердевочка", "Анкор, еще анкор!", "Какая чудная игра", "Ретро втроем".

По биографической повести Тодоровского "Вспоминай, не вспоминай" в 2004 году был снят сериал "Курсанты".

В конце апреля 2013 года Тодоровский перенес сердечный приступ, после которого не смог оправиться и 24 мая умер в Москве на 88-м году жизни.

В день смерти выдающегося кинематографиста "Комментарии" напоминают лучшие режиссерские работы Петра Тодоровского.

 

"Верность" (1964)

Первая самостоятельная режиссерская работа Тодоровского, до тех пор известного как оператор, получила признание не только в СССР, но и за рубежом. Картина о юном курсанте, первой любви и жестокости войны получила премию "Опера-прима" за лучший режиссерский дебют на ХХVI Международном кинофестивале в Венеции. 

 

"Городской романс" (1970)

Маша и Женя встретились в огромном городе и полюбили друг друга. Он — врач-рентгенолог, она — студентка педучилища. Однако совместная жизнь, которая только укрепила любовь девушки, для молодого человека оказалась неудобной. Почувствовав, что он не готов к "потере свободы", Маша уходит. И тут-то Женя понимает, что свобода без любимой ему не нужна.

 

"Любимая женщина механика Гаврилова" (1981)

Несмотря на развод, в свои 38 лет Рита (Людмила Гурченко) все еще верит в счастливую семейную жизнь. Но вторая попытка выйти замуж оказывается еще более неудачной – жених попросту не явился в загс, возле которого его тщетно дожидается красивая невеста. Роль в трагикомической картине о любви и грусти, надежде и "простом женском счастье" остается среди самых любимых зрителями ролей Гурченко.

 

 

"Военно-полевой роман" (1983)

Сценарий одной из самых известных своих картин Тодоровский написал на основе реальных событий. "Еще будучи студентом ВГИКа, как-то зимним промозглым днем я шел мимо ЦУМа и вдруг услыхал до боли знакомый, с хрипотцой, смех, — вспоминал режиссер. — Обернулся. У стены универмага в телогрейке, в перчатках без пальцев продавала пирожки возлюбленная нашего комбата. Рядом на ящике сидела озябшая, замотанная в какие-то платки девочка. Я долго стоял и не мог оторвать взгляд. Что произошло с ней, красавицей, фронтовой королевой? Почему жизнь так изменила её? Шли годы, а воспоминание о той встрече не давало покоя".

После этой встречи Тодоровский долго размышлял о том, как сложилась судьба бывшей красавицы после гибели комбата и завершения войны. Результатом этих размышлений стал пронзительно грустный и прекрасный фильм с Николаем Бурляевым, Натальей Андрейченко и Инной Чуриковой в главных ролях. На Берлинском фестивале, где состоялась премьера фильма, за роль сострадательной жены влюбленного в продавщицу пирожков героя Чурикова получила приз за лучшую женскую роль.

 

 

"По главной улице с оркестром" (1986)

О том, чтобы круто изменить свою жизнь, бросить повседневную рутину и заняться по-настоящему любимым делом, мечтают многие. Но решиться на такой шаг в действительности, как это сделал 50-летний преподаватель Василий Муравин (Олег Борисов), способен далеко не каждый. Устав от постоянных придирок жены (Лидия Федосеева-Шукшина), влюбленный в музыку герой уходит из дома и начинает зарабатывать на жизнь игрой на гитаре для публики возле Речного вокзала. И обнаруживает, что благодаря такому крутому повороту не только почувствовал себя более счастливым, но и стал значительно ближе с взрослой дочерью.

 

 

"Интердевочка" (1989)

Фильм о советских (как можно!) проститутках стал чуть ли не вызовом уже дышащей на ладан системе и одним из кинематографических "знамен" перестройки. Несмотря на время перемен, выбор сюжета на основе одноименной скандальной повести Владимира Кунина был довольно смелым шагом со стороны Тодоровского. Государство прогнозировано финансировать фильм отказалось, и "Интердевочка" стала одной из первых картин, снятых без государственной поддержки. А жена режиссера Мира Тодоровская, которая взялась найти финансирование, фактически стала одной из первых представителей новой для  советского кинорынка специальности – продюсер.

В результате картина с Еленой Яковлевой в главной роли была снята на средства шведского партнера Filmstallet AB и студии "Мосфильм". Яковлева получила за роль валютной проститутки, в "обычной" жизни работающей медсестрой, премию "Ника" и премию Токийского кинофестиваля, а Петр Тодоровский – специальный приз жюри в Токио.

 

 

"Анкор, еще анкор!" (1992)

Еще одна картина о том, как жить после войны. И еще одна скандальная работа Тодоровского, вызвавшая бурю эмоций и разделившая ряды критиков на два лагеря. Одни восхищались смелостью и мастерством режиссера, сумевшего откровенно показать нелицеприятные стороны жизни вчерашних фронтовиков, другие возмущались "святотатством" против героев Великой Отечественной.

По сюжету, командир полка Виноградов, которого играет Валентин Гафт, живет с медсестрой Любой (Ирина Розанова), хоть и состоит в законном браке с другой женщиной. Однако Люба влюбляется в молодого лейтенанта Володю Полетаева и тайком от полковника встречается с ним в квартире капитана Крюкова и его жены. Когда об их любви узнает Виноградов, ничем хорошим это закончиться не может…

Лента была удостоена премии "Ника" за лучший игровой фильм 1992 года, главного приза Открытого фестиваля "Кинотавр" в Сочи и награды Всемирного фестиваля в Токио за лучший сценарий (Петра Тодоровского).

 



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Ангелина Весенняя
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!