Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Как пишут "Ведомости", президиум Российского исторического общества под руководством своего председателя и председателя Госдумы Сергея Нарышкина выслушал авторов концепции, на основе которой должен быть написан единый учебник истории России. Конкурс на эту работу Министерство образования планирует объявить в октябре.
В концепции будет сформулирован стандарт, который определит способ преподавания истории в российских школах, а также перечень трудных вопросов истории, которые требуют дополнительной подготовки учителей, говорили участники совещания — представители Института российской истории РАН.
Примерный перечень трудных вопросов включает 31 пункт: это большая часть российской истории начиная с Древней Руси и заканчивая 1990-ми и 2000-ми гг. — периодом президентства Бориса Ельцина и Владимира Путина. Подходы к оценке этих неоднозначных эпизодов истории уже заданы в самих формулировках трудных вопросов.
Так, роли личности Сталина посвящен один вопрос. В нем, как и в других пунктах, отсутствует упоминание о сталинских репрессиях, а роль Сталина предложено интерпретировать в связи с "установлением однопартийной диктатуры и единовластия".
Без специальных разъяснений учителям будет трудно оценить причины и последствия сталинской диктатуры, считают разработчики концепции.
Будут ли репрессии упомянуты в тексте концепции, а затем и в едином учебнике истории — не ясно: проект концепции журналистам передан не был, но был отправлен на доработку из-за фактических ошибок. В частности, член рабочей группы по созданию единого учебника Сергей Шахрай, по его признанию, был удивлен, обнаружив в документе упоминание о существовании в СССР "сбалансированной системы разделения властей" и сменившей ее "президентской республике" в современной России.
В перечне трудных вопросов прямо упомянуты многие лидеры страны. Но не упомянут президент СССР Михаил Горбачев — учителям понадобится помощь лишь в оценке проведенной им перестройки, считают авторы документа. Сталина, Никиту Хрущева, Леонида Брежнева предлагается оценивать в связи с реформами, которые они провели.
Единственный политический деятель, чью роль в истории школьникам придется оценивать персонально, вне связи с какими-либо событиями, — первый президент России Борис Ельцин. В периоде Ельцина авторы документа выделяют "шоковую терапию" начала 90-х гг. и просят рассмотреть этот трудный вопрос отдельно.
Последующие президенты, Владимир Путин и Дмитрий Медведев, в перечне не называются, однако годы их правления авторы концепции явно намерены оценить положительно: в перечне трудных вопросов они названы годами "стабилизации экономики и политической системы".
Авторы концепции исходили из того, что школьник должен "сформировать внутреннее убеждение, что именно такова была история, а для иных трактовок иметь барьер", сказал директор Института российской истории РАН Юрий Петров.
Обсуждения
Новости партнеров
Новости