Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Через месяц на территории бывшего завода металлоконструкций возле метро Выдубичи, в этом урбанистическом мире, во второй раз стартует популярный столичный фестиваль "Гогольфест". В этом году официальное открытие фестиваля – 13 сентября.
Художественный руководитель Центра современного искусства "ДАХ" и создатель фестиваля Владислав Троицкий объясняет, что помещения бывшего завода идеально вписываются не только в концепцию "Гогольфеста", но и так называемого "культурного кластера" – единого целостного творческого пространства. Инициатор создания украинского варианта "арт-кластера" уверен, что вскоре это место соберет под одной крышей музыкантов, театралов, киношников, художников и других талантливых представителей современного искусства.
По словам Троицкого, на реконструкцию здания денег из госбюджета не выделили, хоть и обещали. Изначально в проект вкладывал свои деньги сам режиссер и владелец помещения завода металлоконструкций Анатолий Юркевич. После окончания всех работ планируется, что арт-кластер перейдет на самофинансирование за счет арендаторов и участников культурного проекта.
"Комментарии" побеседовали с одним из самых ярких режиссеров Киева о том, какой же культурный продукт нужен современному украинцу и готов ли зритель за такой продукт платить.
– Вы являетесь неизменныи инициатором проведения ежегодного фестиваля "Гогольфест". Изменилась ли его концепция за шесть лет существования?
Раньше мы дарили людям искусство. Сейчас же денег нет, так что "дарить празник" просто так мы уже не сможем. Фестиваль – это одна из возможностей создать иной мир. И мир не инфантильный, когда люди ждут и говорят "дайте мне прекрасное, и я это схаваю". Мы говорим об ответственном партнерстве. Наша идейная группа не зарабатывает денег на фестивале. Платный вход – это минимальная цена для того, чтобы иметь возможность создать чудное пространство радости. Для меня "Гогольфест" – своего рода храмовое пространство, не связанное с религией, это скорее храм метафизического восприятия мира.
– Как же вы собираетесь превратить обычный заводской цех в метафизический храм искусства?
У нас возникла идея сделать витражи на всех окнах, которых здесь очень много. Более 100 художников будут заниматся созданием уникальных рисунков на стекле. Также планируется сооружения четырех-пятиметровых колон-тотемов, которые кураторы-хужожники также поместят в едином архитектурном пространстве. Вот так и создается наш метафизический храм.
– В этом году вход на "Гогольфест" впервые будет платным. Не отпугнет ли это любителей культуры от посещения мероприятия?
На самом-то деле, плата чисто символическая. На открытии – 50 грн, на выходных – 20 грн. Если человеку это нужно по-настоящему, то он придет, а кому не интересно – что поделаешь. Это же не воровство, деньги идут на обслуживание самих же посетителей.
– Вы говорите, что денег критически не хватает. Предлагала ли городская власть свою финансовую помощь?
Сначала предлагала, а потом сказала, что у них там какие-то другие культурные события, на которые они потратили деньги. Так что "Гогольфест" оказался вне зоны государственных интересов. Главное, чтобы нам никто не мешал и по возможности, конечно же, помогал.
– Чем будет отличаеться программа фестиваля этого года от предыдущих?
В прошлом году фестиваль собирался буквально за месяц. Мы практически не соприкасались с международными проектами. В этом же году наша команда хоть и надеялась на помощь государства, спонсоров, но этого не произошло. Тем не менее, мы очень тесно сотрудничали с культурными институциями Швейцарии, Франции, Чехии, России. Так что 2013 году в программе принимает участие 20 стран.
– Сколько же в целом представлено проектов?
Мне даже сложно сказать. Очень много. Точно больше 100. У нас только 400 заявок на участие от музыкальных групп, 300 заявок от художников. От театров и театральных студий – где-то 50.
– И как выбирались лучшие из всего этого культурного массива?
Наши кураторы по каждой программе выбирали тех участников фестиваля, которые соответствовали конкретным требованиям. Дело в том, что кроме основной программы у нас есть еще и открытая часть, так называемые специальные дни "неконтролируемого творчества". В эти дни все желающие смогут проявить свои таланты и способности.
– Существует ли в Украине единая культурная платформа, где все любители искусства могли бы стационарно на протяжении всего года заниматься творчеством?
Нет, в Украине ничего подобного не существует. Я надеюсь, что этот арт-кластер, который мы стараемя запустить, будет именно такой целостной культурной площадкой для талантливых авторов.
– Талантов у нас много, а вот могут ли культурные институции сами себя обеспечивать?
Это очень сложно. Конечно, бывают такие случаи. Например, в Москве арт-кластер "Флакон" вышел на формат самоокупаемости. Но это, никого не обижая, – креативный бизнес. В Киеве нет возможностей для создания вот такого креативного бизнес-слоя.
– Так значит, наше искусство бедное, но демократичное?
Я бы сказал, что в Украине искусство не причесанное. Не хватает образовательных программ.
– Как вы считаете, воспринимает ли украинская публика современное искусство? Ведь пока нас за границей не похвалят, до тех пор никто не верит, что современное искусство может быть интересным, да еще и стоить бешенных денег.
Я согласен с этим. У той же "ДахаБрахи" большинство концертов проходит за рубежом, а не в Украине. Здесь гастролировать очень затратно. А соревноваться в рекламном просторе со "звездами" никак не удается.
– Неужели вы не чувствуется каких-то позитивных изменений в культурной сфере за последние годы?
Я вам расскажу элементарную историю. В этом году вынужден буду закрыть "Дах" как репертуарную площадку. Просто не могу его содержать, у меня нет на это денег. Так о каких изменениях мы говорим?
– По вашему мнению, стоит ли считать украинское искусство пока еще провинциальным?
Все можно изменить. Но для этого нужно, чтобы в государстве была своя стратегия культурного развития. Нам необходимы культурные продукты, которые бы поддерживали имидж страны. К сожалению, в Украине выделяют деньги на поддержание имиджа, вот только куда они деваются — мне сложно сказать. Я ни разу в своей жизни за рубежом не чувствовал поддержки нашей неньки Украины. Такой ситуации не должно быть.
Новости партнеров
Новости