Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Об этом, как передает корреспондент "Комментариев", сообщил президент Ассоциации психиатров Украины (АПУ) Семен Глузман.
По его словам, АПУ совместно с Министерством здравоохранения Украины и ряда общественных организаций разработали Концепцию реформирования системы охраны психического здоровья детей. Документ получил позитивную оценку экспертов Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), а также уполномоченного Президента Украины по правам ребенка и Общественного консультативного совета по вопросам защиты прав ребенка.
Одним из основных достижений нового порядка оказания помощи, по мнению специалистов, можно считать сокращение случаев госпитализации детей с различными расстройствами психики.
"Еще 10 лет назад у нас была группа психиатров из Британии. Когда они приехали и посмотрели нашу систему оказания помощи детям в психиатрии, то первый вопрос, который они задали: "У вас что, эпидемия?". Оказалось, что коек в детских психиатрических отделениях у них по всей стране меньше, чем у нас в одном городе", – рассказал президент АПУ.
При этом он подчеркнул, что дело не только в деньгах, а в судьбе ребенка. "Многие дети у нас находились, а зачастую и сейчас отправляются в психиатрические лечебницы, не страдая какими-либо серьезными инвалидизирующими заболеваниями. Однако в результате пребывания в "психушке" становятся инвалидами. Потому что жили не там, где должны бы были жить", – сказал Гузман.
Главный внештатный детский психиатр МОЗ Украины Игорь Марцинковский солидарен с коллегой. По его словам, поголовная госпитализация "не таких" детей – пережиток советского прошлого. "Раньше врачи, если родители обращались с жалобами на то, что ребенок развивается "как-то не так", просили подождать. Мол, у каждого ребенка индивидуальное развитие и вообще с возрастом все пройдет. И такое ожидание, как правило, затягивалось до 6 лет, когда уже было поздно что-то делать. Мы хотим, чтобы детские психиатры сегодня лечили, а не исполняли план койко-дней", – подчеркнул специалист.
При этом он добавил, что до конца года будут утверждены клинические протоколы по аутизму, депрессивным расстройствам, шизофрении и эпилепсии, которые позволят по-другому подходить к лечению болезни. Упор в новой концепции лечения детей с психическими расстройствами будет сделан на то, чтобы социализировать ребенка, а не превращать его в инвалида.
По данным врачей, во времена Советского Союза около 40% детей с различными психическими расстройствами сразу же отправлялись в интернаты. Сегодня же больше 60% учатся в общеобразовательных школах. А все потому, что улучшилась ситуация с диагностикой расстройств.
"Родители обязаны обращать пристальное внимание на поведение ребенка с самого раннего возраста. И если есть какие-то подозрения, что ребенок развивается не так, необходимо сразу обратиться к педиатру. Врач, согласно клиническим протоколам, проведет необходимое тестирование малыша и назначит курс дальнейшего лечения: отправит на прием к психиатру или психологу, даст рекомендации по приему лекарств и так далее", – рассказала начальник Управления материнства, детства и санаторного обеспечения МОЗ Украины Алена Терещенко.
Специалисты Минздрава выделили перечень рекомендаций общего порядка, помогающим родителям определить, что с ребенком какие-то проблемы. Так, в грудном возрасте и до двух лет необходимо обращать внимание на особенности развития ребенка. Родители, как правило, знают, как должен развиваться ребенок в том или ином возрасте, какие навыки должны у него появляться. Если они видят, что есть какие-то несоответствия со стандартом, то это первый признак того, что лучше обратиться за советом к специалисту.
Когда ребенок учится ходить и говорить, нужно обращать внимание на то, как он общается: смотрит ли в глаза, показывает ли указательным пальцем, определяя предметы, радуется ли, когда видит знакомые лица, тянется ли к матери, когда она обращается к нему.
Очень важный момент – определение внимательности ребенка. Умение сконцентрироваться на выполнении тех или иных заданий, самостоятельность в передвижении и принятии решений – важные параметры в определении развития ребенка.
Для детей школьного возраста, по словам специалистов, существует следующее "железное" правило – "без записанного домашнего задания нельзя выходить из класса". Если ребенок регулярно его не записывает – это тоже повод проконсультироваться с врачом.
Кроме того, для подростков важно обращать внимание на круг общения ребенка и его коммуникабельность. Если ребенок только и делает, что сидит за компьютером и не выходит на улицу, это сигнал, что с ним что-то не так.
Как сообщали "Комментарии", в Украине более 30 тыс. инвалидов по причине умственной отсталости содержатся в интернатах, хотя они имеют право жить дома наравне со всеми людьми. Исполнительный директоро Коалиции защиты прав инвалидов и лиц с интеллектуальной недостаточностью Раиса Кравченко расскзала в эксклюзивном интервью о проблемах людей с инвалидностью и отношению к ним государства. В частности, у нас в обществе бытует мнение: если человеку нужен усиленный уход, значит, его необходимо изолировать от общества. Подробное интервью читайте здесь.
Обсуждения
Новости партнеров
Новости