Главная Новости Досуг Богово снова спутают с кесаревым
commentss НОВОСТИ Все новости

Богово снова спутают с кесаревым

Кризис потребительской идеологии усилит позиции религии

19 января 2014, 00:15
Поделитесь публикацией:
Богово снова спутают с кесаревым

Эксперты считают, что в 2014 году пропасть между богатыми и бедными расширится еще больше. В то же время станет особенно заметной политика Ватикана, направленная на преодоление этой пропасти. Вряд ли она будет радикальной и бросающейся в глаза – это не метод иезуитов. Это не будет конкуренция с ООН в распределении готовых благ. Это будет "политика рыбака" – попытка дать людям не рыбу, а удочку. И ее основной формой станет доступное для бедных образование. Прообраз мы уже могли наблюдать в прошедшем году – проект бизнес-школ, которые Ватикан открывает на Кубе. Воспитательные инициативы Апостольской столицы в долгосрочной перспективе уже показывали свою эффективность и доказывали, что в конечном итоге все упирается в воспитание. Никакими реформами не спасешь положения, если нет достаточного количества подготовленных к переменам реципиентов.

Власти и доминирующие классы вряд ли встретят воспитательные и образовательные инициативы Ватикана на ура. Особенно учитывая тот факт, что полигоном для отработки программы выбраны коммунистические и социалистические страны Латинской Америки. Да и у "мировой закулисы" будут возражения. Разделение мира на богатых и бедных – штука выгодная. Поэтому в ближайшее время Ватикан ожидают всплески, по крайней мере, информационных войн. А со стороны левых диктатур – даже открытое противостояние.

Вместе с тем в следующем году нам не удастся попрощаться с фундаментализмом. Напротив, он усилит свои позиции. Причем не только за счет роста собственно религиозных настроений, но и из соображений политических. Или лучше сказать – идеологических. Религия многим кажется удобной, готовой идеей, вокруг которой легко сплотить людей. Поэтому в нынешнем году будут расти и множиться "духовные скрепы". Их будут внедрять где с разрешения, где при деятельной поддержке, а где и по прямому политическому заказу. Радикальные настроения будут пронизывать все мировые религии. Можно ожидать не только привычных уже выступлений исламистов, разгромов выставок и спектаклей под лозунгами "православие или смерть". Не исключено, что политика папы Франциска вызовет всплеск активности радикальных католических групп. Которые удивительным образом окажутся на руку политическим и финансовым "хозяевам мира".

Исламский фундаментализм будет расцветать на Ближнем Востоке и в Северной Африке, переживающих "войны идей". Здесь уже традиционно социальные конфликты переводятся в религиозную плоскость – сознательно или полусознательно. То же может произойти в Центральной Азии – после вывода американских и британских войск из Афганистана исламисты могут захватить своими идеями среднеазиатские республики бывшего СССР.

В целом всякий, кто произносит "с нами Бог" из соображений идеологических, бросает спичку в лужу керосина. Религиозный радикализм силен как никогда, любая война в любой момент превращается в религиозную. Как ни странно, в начале XXI века религия — снова зона страсти. В умелых руках она превращается в политтехнологию. Но нет рук достаточно умелых, чтобы удержать при этом руль.

У ислама, впрочем, будут и другие проблемы в ближайшем будущем. Во-первых, внутренние: не утихающий конфликт между шиитами и суннитами, а также более мелкими течениями, время от времени выливающийся в резню. По этой границе могут произойти в том числе расколы стран, в которых последователи разных ветвей ислама проживают локально. Во-вторых, внешние. Неуправляемость и агрессивность некоторых экстремистских группировок приводят к тому, что от ислама устают. Ответы становятся все менее симметричными. Уже в этом году ислам стал запрещенной религией в Анголе – преимущественно христианской стране, страдающей от агрессивных исламистов. К ее опыту присматриваются соседи, тоже уставшие от "священных войн" местных и привозных головорезов. На очереди Центрально-Африканская Республика, где сейчас идет война между христианским большинством и исламистами, захватившими власть в стране. Возможно, уже в ближайшее время ислам в некоторых странах Африки окажется в том же положении, в каком находится, скажем, христианство в Пакистане.

Причем африканские страны, не замеченные в приверженности к демократическим принципам, делают то, о чем молча думают в странах Европы. Здесь разочарование в мультикультурализме главным образом также связано с агрессивным радикализмом выходцев из мусульманских стран. Здесь тоже скапливается "усталость от ислама". Но она в ближайшее время найдет выход только в ужесточении миграционной политики.

Не рассосется котел противоречий в Индии и прилегающих индуистских странах, которые компенсируют свои исторические травмы, нанесенные еще во времена Великих Моголов. Идея очистить Индостан от мусульман жива. Потому мира в поясе Кашмир – Пакистан – Афганистан, который, возможно, распространится на постсоветскую Среднюю Азию, в ближайшем будущем ждать не приходится. Наоборот, тут будет закаляться сталь воинственного ислама.

В западном мире будет наблюдаться хоть и не столь опасная, но оттого не менее судьбоносная тенденция: водораздел между религиозным и секулярным станет еще четче. Постепенно скатываются в кризис потребительская идеология и идеи "общества всеобщего благосостояния". Это побуждает людей к поискам иных мировоззренческих оснований – которые они с легкостью отыщут в "традиционных" религиях или их нью-эйджевских эрзацах. Потребительские и либеральные идеологии сделали многое для того, чтобы стать заменителями религии. Но окончательно они ими не стали. Возможно, им придется найти способ это сделать – или уступить новой волне религиозности.

Этот водораздел задевает нашу часть мира довольно ощутимо. "Крестные ходы против евросодома" – это, конечно, цирковое представление. Но поддержка "традиционных ценностей" (сводящихся в основном почему-то к вопросу гомосексуализма) очень часто отождествляется с религиозностью, церковностью и другими атрибутами того, что мы называем "нашей традицией". Таким образом, даже в Украине, с нашей терпимостью и, в общем, равнодушием к религии, эти противоречия ощутимы. Куда более высокий градус противостояния в регионах более озабоченных религиозно – в государствах Латинской Америки, мусульманских странах Азии и мусульманских районах европейских мегаполисов.

Иначе этот водораздел выглядит в странах, официально подавляющих религию. К сожалению, не прекратятся в ближайшем будущем ни расстрелы за исповедание любой религии в Северной Корее, ни преследования верующих в Китае.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Екатерина Щеткина
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!