Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Украина переживает эпоху перемен. И перемен не только в светской, но и в церковной жизни. Так, в понедельник, 24 февраля, Священный Синод Украинской православной церкви избрал местоблюстителя Киевской кафедры, которым стал митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий. Особого внимания данное событие заслуживает не только потому, что функции руководителя самой крупной церкви в Украине впервые перешли от митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана), возглавляющего УПЦ со времен "Харьковского собора" 1992 года и, соответственно, разделения на Киевский и Московский патриархаты. Но и потому, что церковь, как показали недавние события, играет значительную роль в общественно-политической жизни страны. Политические силы будут вынуждены не просто взаимодействовать, но и заручаться поддержкой церковных иерархов. А потому крайне важно хотя бы приблизительно понять, что стоит за изменениями в руководстве УПЦ и что это может значить для Украины.
Известие о выборе местоблюстителя заставило прежде всего вспомнить о миниперевороте в МП год назад. Тогда из Синода якобы "за смуту" изгнали митрополита Александра (Драбинко), секретаря и "правую руку" предстоятеля (Драбинко считается одним из лидеров проукраинского крыла в Московском патриархате — "Комментарии"), что усилило пророссийское крыло в церкви. На этот раз в изменениях, похоже, политики намного меньше, но присутствует мотивация, исходящая из соображений "необходимости, диктуемой особенностями текущего момента". Это признают и эксперты, и представители других, "конкурирующих" конфессий. "Насколько понимаю, исходя из большой ответственности сегодняшнего момента УПЦ МП решила, что оставаться без ответственного первого лица для нее неприемлемо, а потому приняла такое решение", — спокойно констатирует ситуацию секретарь Священного синода УПЦ КП архиепископ Евстратий (Зоря).
То, что митрополит Владимир не может выполнять обязанности по состоянию здоровья, в Московском патриархате не скрывают. Но при этом объясняют: должность предстоятеля церкви — пожизненная, поэтому номинально Владимир остается главой УПЦ. "Если Господь подарит ему исцеление, он и дальше будет выполнять свои функции", — рассказал глава Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ МП протоиерей Георгий. По его словам, Священный Синод выбирал местоблюстителя, совместно с которым и будет управлять УПЦ, — в миру такого руководителя назвали бы "исполняющий обязанности". "То есть мы возобновили соборный институт управления на уровне епископата. Это дало возможность принять обращения к власти, к народу и создать эту комиссию по диалогу (о преодолении раскола в украинском православии, — "Комментариям" доктор философских наук, заведующая отделом истории религий и практического религиеведения Института философии НАН Людмила Филипович.
Еще одна черта Буковинского митрополита — осторожность и дипломатичность. Судя по всему, именно благодаря последней ему удалось несколько лет назад без каких-либо громких конфликтов остановить экспансию Румынской православной церкви на Буковину. Что касается его взглядов в целом, то нового местоблюстителя относят к консервативному крылу Церкви. В 1992 году он отказался подписывать обращение архиереев УПЦ к Алексию ІІ о предоставлении автокефалии, активно участвовал в "Харьковском соборе", является сторонником единства — как институционального, так и идеологического — УПЦ и Московской патриархии. Украинский "церковный вопрос", согласно взглядам владыки, должен решаться строго в соответствии с церковными канонами. "Нужно понимать, что это человек еще старой закваски, — объяснила Филипович. — Он воспитывался в московских школах и академиях, пришел к вере в советский период, и, скорее всего, не принял изменений в обществе. Я думаю, он "со скрипом" согласился с существованием такого государства, как Украина, и считает, что духовно она является частью российской традиции. В границах такого воспитания и образования Онуфрия и нужно воспринимать. И не ждать от него больше, чем то, на что он способен".
Таким образом, каких-либо революционных изменений в курсе УПЦ МП ожидать не приходится. Более того, в новом назначении можно заподозрить усиление промосковского крыла, но скорее условно, чем реально. Если бы Москва действительно вмешивалась в избирательный процесс, то на месте местоблюстителя сейчас бы был, например, куда более одиозный митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, хорошо известный своей антиукраинской позицией. За Онуфрием же "подрывной" деятельности не замечено. Он, отмечают эксперты, наиболее спокойная и приемлемая сегодня фигура, от которой можно ожидать следования пути, по которому вел УПЦ МП митрополит Владимир (Сабодан). Что, в свою очередь, позволит церкви бесконфликтно решать текущие вопросы, не нарушая хлипкого равновесия в религиозном пространстве Украины.
Соответственно, не стоит помышлять и об объединении украинских православных церквей в единую Поместную церковь — с такой инициативой, уловив момент, уже выступил Киевский патриархат. В МП на это ответили формальным согласием на диалог и создание соответствующей комиссии — речь идет не только о Киевском и Московском патриархатах, но и об "автокефалах". И добавили, что "если Киевский патриархат действительно желает единства и диалога, то это должно происходить не с "коктейлями Молотова" в руках", — именно такие угрозы отдельные епископы УПЦ очень невовремя получили от неких неизвестных активистов.
То, что Онуфрий пока не настроен на объединение, хотя и не против диалога, уже поняли и в Киевском патриархате, предстоятель которого успел пообщаться с местоблюстителем УПЦ МП. Однако пара обнадеживающих моментов во всей этой истории все таки есть. Во-первых, в Московском патриархате задекларировали готовность говорить о единстве в православной церкви. Неизвестно, конечно, в каком формате — может быть, там имеют в виду не столько объединение, сколько поглощение КП, но это пока что вопрос риторический. Во-вторых, в "канонической" УПЦ фактически признали "раскольников", как зачастую называют Киевский патриархат, в качестве полноценной переговорной стороны. Что не может не радовать.
Не исключено, что избрание умеренного Онуфрия было вызвано давлением внешних обстоятельств — на подъеме национального самосознания в стране выбирать кого-то откровенно пророссийского было бы безумием. Возможно, со временем "в .о. предстоятеля", вслед за самим Владимиром, станет более "проукраинским", и тогда разговоры о Поместной церкви перестанут быть лишь "фантазиями на тему". Так или иначе, но пока в МП заняты решением текущих проблем, а в КП думают о перспективе. Исходя из состава комиссии, у Филарета пока сомневаются, что ею будут приняты действительно серьезные решения, да и неизвестно, когда она заработает. "Мы будем создавать свою комиссию и настаивать, чтобы этот диалог начался как можно быстрее. Но очевидно, что этот процесс решается не только в Киеве, он в первую очередь решается на местах. Все зависит от прихожан и духовенства Московского патриархата", — признает секретарь Священного синода УПЦ КП.
Он подчеркивает, что речь при этом не идет о храмах. В КП хотят, чтобы единая церковь создавалась людьми — верующими, священниками, епископами — совместно. "Можно ждать решения от духовенства, но оно не будет принято, если не будет соответствующей деятельности снизу, если не будут подталкивать. Иначе это будет похоже на результаты переговоров Януковича с оппозицией, которые мы видели последние три месяца", — заключил о. Георгий.
В том, что быстро вопрос объединения не "продавить" в принципе и педалировать его решение нет смысла, согласна и заведующая отделом истории религий и практического религиеведения Института философии НАН Людмила Филипович. "За 2-3 года такие изменения не происходят, — убеждена она. — Мы должны рассчитывать на десятилетия, если хотим поддержки этой церкви. Посмотрите: двадцатилетие прошло — почти ничего не изменилось. Тут, без сомнения, нужно работать". И напоминает об опыте 2004 года, когда обе структуры попытались объединить искусственно, политически. Тогда из этой затеи ничего не вышло. Потому что оказалось: кроме клира, и правда, есть еще и люди.
Обсуждения
Новости партнеров
Новости