Главная Новости Досуг Руководить УПЦ МП будет осторожный авторитет
commentss НОВОСТИ Все новости

Руководить УПЦ МП будет осторожный авторитет

Революции в Московском патриархате не будет, а на объединение православных конфессий в единую поместную церковь могут понадобиться десятилетия

26 февраля 2014, 19:25
Поделитесь публикацией:
Руководить УПЦ МП будет осторожный авторитет

Украина переживает эпоху перемен. И перемен не только в светской, но и в церковной жизни. Так, в понедельник, 24 февраля, Священный Синод Украинской православной церкви избрал местоблюстителя Киевской кафедры, которым стал митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий. Особого внимания данное событие заслуживает не только потому, что функции руководителя самой крупной церкви в Украине впервые перешли от митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана), возглавляющего УПЦ со времен "Харьковского собора" 1992 года и, соответственно, разделения на Киевский и Московский патриархаты. Но и потому, что церковь, как показали недавние события, играет значительную роль в общественно-политической жизни страны. Политические силы будут вынуждены не просто взаимодействовать, но и заручаться поддержкой церковных иерархов. А потому крайне важно хотя бы приблизительно понять, что стоит за изменениями в руководстве УПЦ и что это может значить для Украины.

Известие о выборе местоблюстителя заставило прежде всего вспомнить о миниперевороте в МП год назад. Тогда из Синода якобы "за смуту" изгнали митрополита Александра (Драбинко), секретаря и "правую руку" предстоятеля (Драбинко считается одним из лидеров проукраинского крыла в Московском патриархате  "Комментарии"), что усилило пророссийское крыло в церкви. На этот раз в изменениях, похоже, политики намного меньше, но присутствует мотивация, исходящая из соображений "необходимости, диктуемой особенностями текущего момента". Это признают и эксперты, и представители других, "конкурирующих" конфессий. "Насколько понимаю, исходя из большой ответственности сегодняшнего момента УПЦ МП решила, что оставаться без ответственного первого лица для нее неприемлемо, а потому приняла такое решение",  спокойно констатирует ситуацию секретарь Священного синода УПЦ КП архиепископ Евстратий (Зоря).

То, что митрополит Владимир не может выполнять обязанности по состоянию здоровья, в Московском патриархате не скрывают. Но при этом объясняют: должность предстоятеля церкви  пожизненная, поэтому номинально Владимир остается главой УПЦ. "Если Господь подарит ему исцеление, он и дальше будет выполнять свои функции",  рассказал глава Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ МП протоиерей Георгий. По его словам, Священный Синод выбирал местоблюстителя, совместно с которым и будет управлять УПЦ, в миру такого руководителя назвали бы "исполняющий обязанности". "То есть мы возобновили соборный институт управления на уровне епископата. Это дало возможность принять обращения к власти, к народу и создать эту комиссию по диалогу (о преодолении раскола в украинском православии,  "Комментариям" доктор философских наук, заведующая отделом истории религий и практического религиеведения Института философии НАН Людмила Филипович.

Еще одна черта Буковинского митрополита  осторожность и дипломатичность. Судя по всему, именно благодаря последней ему удалось несколько лет назад без каких-либо громких конфликтов остановить экспансию Румынской православной церкви на Буковину. Что касается его взглядов в целом, то нового местоблюстителя относят к консервативному крылу Церкви. В 1992 году он отказался подписывать обращение архиереев УПЦ к Алексию ІІ о предоставлении автокефалии, активно участвовал в "Харьковском соборе", является сторонником единства  как институционального, так и идеологического  УПЦ и Московской патриархии. Украинский "церковный вопрос", согласно взглядам владыки, должен решаться строго в соответствии с церковными канонами. "Нужно понимать, что это человек еще старой закваски,  объяснила Филипович.  Он воспитывался в московских школах и академиях, пришел к вере в советский период, и, скорее всего, не принял изменений в обществе. Я думаю, он "со скрипом" согласился с существованием такого государства, как Украина, и считает, что духовно она является частью российской традиции. В границах такого воспитания и образования Онуфрия и нужно воспринимать. И не ждать от него больше, чем то, на что он способен".

Таким образом, каких-либо революционных изменений в курсе УПЦ МП ожидать не приходится. Более того, в новом назначении можно заподозрить усиление промосковского крыла, но скорее условно, чем реально. Если бы Москва действительно вмешивалась в избирательный процесс, то на месте местоблюстителя сейчас бы был, например, куда более одиозный митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, хорошо известный своей антиукраинской позицией. За Онуфрием же "подрывной" деятельности не замечено. Он, отмечают эксперты, наиболее спокойная и приемлемая сегодня фигура, от которой можно ожидать следования пути, по которому вел УПЦ МП митрополит Владимир (Сабодан). Что, в свою очередь, позволит церкви бесконфликтно решать текущие вопросы, не нарушая хлипкого равновесия в религиозном пространстве Украины.

Соответственно, не стоит помышлять и об объединении украинских православных церквей в единую Поместную церковь  с такой инициативой, уловив момент, уже выступил Киевский патриархат. В МП на это ответили формальным согласием на диалог и создание соответствующей комиссии  речь идет не только о Киевском и Московском патриархатах, но и об "автокефалах". И добавили, что "если Киевский патриархат действительно желает единства и диалога, то это должно происходить не с "коктейлями Молотова" в руках",  именно такие угрозы отдельные епископы УПЦ очень невовремя получили от неких неизвестных активистов.

То, что Онуфрий пока не настроен на объединение, хотя и не против диалога, уже поняли и в Киевском патриархате, предстоятель которого успел пообщаться с местоблюстителем УПЦ МП. Однако пара обнадеживающих моментов во всей этой истории все таки есть. Во-первых, в Московском патриархате задекларировали готовность говорить о единстве в православной церкви. Неизвестно, конечно, в каком формате  может быть, там имеют в виду не столько объединение, сколько поглощение КП, но это пока что вопрос риторический. Во-вторых, в "канонической" УПЦ фактически признали "раскольников", как зачастую называют Киевский патриархат, в качестве полноценной переговорной стороны. Что не может не радовать.

Не исключено, что избрание умеренного Онуфрия было вызвано давлением внешних обстоятельств  на подъеме национального самосознания в стране выбирать кого-то откровенно пророссийского было бы безумием. Возможно, со временем "в .о. предстоятеля", вслед за самим Владимиром, станет более "проукраинским", и тогда разговоры о Поместной церкви перестанут быть лишь "фантазиями на тему". Так или иначе, но пока в МП заняты решением текущих проблем, а в КП думают о перспективе. Исходя из состава комиссии, у Филарета пока сомневаются, что ею будут приняты действительно серьезные решения, да и неизвестно, когда она заработает. "Мы будем создавать свою комиссию и настаивать, чтобы этот диалог начался как можно быстрее. Но очевидно, что этот процесс решается не только в Киеве, он в первую очередь решается на местах. Все зависит от прихожан и духовенства Московского патриархата",  признает секретарь Священного синода УПЦ КП.

Он подчеркивает, что речь при этом не идет о храмах. В КП хотят, чтобы единая церковь создавалась людьми  верующими, священниками, епископами  совместно. "Можно ждать решения от духовенства, но оно не будет принято, если не будет соответствующей деятельности снизу, если не будут подталкивать. Иначе это будет похоже на результаты переговоров Януковича с оппозицией, которые мы видели последние три месяца", — заключил о. Георгий.

В том, что быстро вопрос объединения не "продавить" в принципе и педалировать его решение нет смысла, согласна и заведующая отделом истории религий и практического религиеведения Института философии НАН Людмила Филипович. "За 2-3 года такие изменения не происходят,  убеждена она.  Мы должны рассчитывать на десятилетия, если хотим поддержки этой церкви. Посмотрите: двадцатилетие прошло  почти ничего не изменилось. Тут, без сомнения, нужно работать". И напоминает об опыте 2004 года, когда обе структуры попытались объединить искусственно, политически. Тогда из этой затеи ничего не вышло. Потому что оказалось: кроме клира, и правда, есть еще и люди.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Олекса Шкатов
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!