Главная Новости Досуг О донецком менталитете
commentss НОВОСТИ Все новости

О донецком менталитете

На вопросы «Комментариев» ответил донецкий краевед, писатель, журналист, не один год посвятивший изучению культуры и истории столицы Донбасса Евгений Ясенов

19 апреля 2014, 07:00
Поделитесь публикацией:
О донецком менталитете

О стереотипах "остальной Украины" в отношении Донецка и донецких сказано, пожалуй, даже больше, чем нужно. А как дончане видят сами себя? Понятно, что люди всегда видят себя хорошими, но какими именно словами они себя бы описали?

Хочу сразу оговориться: мои оценки донецкого менталитета не претендуют ни на какую истину в последней инстанции. Это просто видение человека, полвека прожившего в местной среде. Думаю, что стереотипный образ "донецкого" сформирован искусственно процентов на семьдесят пять. Если же говорить о неких местных ментальных обобщениях, то "классический" дончанин представляет себя, в первую очередь, "правильным пацаном" – точнее не скажешь. Это значит, что в любой ситуации он поведет себя как мужик – это очень важно для здесь живущих. Дончане считают себя гостеприимными, доброжелательными. Дончанин никому не лезет в душу, но и не любит, чтобы лезли в душу к нему. Он готов отстаивать свое видение мира, свое отношение к людям до последнего.

Дончанин гордится своей способностью дать отпор – в том числе и физически. Это не значит, что он "рожден с кирпичом в руке", но он безусловно гордится тем, что сможет в любой ситуации сделать все, чтобы отстоять себя, свою семью, свой город.

Насколько легко задеть дончан за живое? И если говорить об отпоре – какие формы он примет?

Как правило, у донецкого человека не так уж хорошо подвешен язык, и ответить сразу метким словом у него не так хорошо получится, как, возможно, у жителей других регионов. Нет, он не будет сразу хвататься за кирпич. Представление о дончанах как о людях, склонных к грубому физическому ответу, в общем-то, неверно. Они на это способны не больше, чем, скажем, жители Западной Украины.

Суть в другом. Если задеть дончанина за живое, он, конечно, будет каким-то образом проявлять свою агрессию, но эта агрессия практически никогда не выразится сразу в физическом отпоре. Он будет пытаться по-своему ответить словами, жестами… И только если аргументы иссякнут, может перейти к физической фазе.

Можно ли назвать жителей Донецка людьми простодушными и внушаемыми?

Простодушными – да, пожалуй. А вот насчет внушаемости я бы поспорил, у дончан есть такая черта, как некая упертость. Они до последнего стоят на своем, поскольку многое повидали, многое слышали. Тертые жизнью люди.

Стоит ли говорить, что и дончанам были внушены стереотипы о жителях других регионов Украины? Отношение к "бандеровцам" – это результат пропаганды? Или исторически оно обосновано? В Советском Союзе как к ним относились?

Основания были, но они сильно преувеличены. Например, мой дед воевал на Западной Украине, у него были личные претензии к "бандерам". Но он работал на шахте, в его бригаде были люди с Западной Украины (в свое время было принято их сюда отправлять). И их всех называли "бандерами", так было принято в Донецке, но за этим прозвищем не скрывался тот мрачный оттенок, как сейчас. Сейчас слово "бандеровец" означает "враг", а тогда обозначало просто "другой" – и не более того. Да, к ним относились как к чужакам, но с ними можно было пойти в шахту, зная, что ничего страшного не случится.

Были типичные мифы – например, о том, что во Львове нельзя говорить по-русски, но их так никто и не смог подтвердить.

А в Донецке можно было говорить по-украински…

Вообще без никаких проблем! Заметная часть жителей области были украиноязычными – и никаких проблем в жизни это им не создавало.

А сейчас, если заговорить по-украински в Донецке, на тебя будут коситься?

Если ситуация и дальше будет развиваться в том же ключе, что и в последнее время – думаю, в Донецке будет опасно говорить по-украински.

Для такой перемены в настроениях были реальные основания? Может ли речь идти о неких накопившихся обидах?

Обиды – нет. Но у дончан крепнет ощущение, что Запад Украины – "не такой, как мы", и "он пытается навязать нам что-то свое, чего мы не хотим делать". Из этого ощущения вырастает неприятие Запада, которое становится сильнее с каждым днем противостояния. Это – логика войны: чем дольше борешься, тем больше ненавидишь врага и убеждаешься в своей правоте.

А все-таки реальные основания были? Отмена "языкового закона" – о ней все упоминают. Может, то, что киевляне и "западенцы" прогнали "донецкого" президента Януковича?

Вот как раз то, что прогнали Януковича, никого не волнует. В последние годы к нему в Донецке прониклись такой антипатией, что, может, и Львов бы позавидовал. Здесь главная проблема в чем? В смысл самого слова "бандеровец" в Донецке вкладывают то, что придет человек, который будет резать за то, что не говорят по-украински или гимн не поют. Кроме "языкового закона" говорят об инициативе министра культуры ввести новые праздники, отменить 9 мая…

Но ведь не было такой инициативы! Это же дезинформация…

…А вы попробуйте сейчас в Донецке доказать обратное!

Промышленный уклад жизни располагает к коллективизму. Если совсем упрощенно: рабочий коллектив как бы предполагает, что пролетарии могут сесть, опрокинуть стакан и сказать: все, так дальше жить нельзя, идем протестовать. Почему исчезли коллективные, массовые формы протеста, сформированные снизу? Почему остались только согнанные по указке сверху митинги?

Контрвопрос: вы верите в ситуацию, когда мужики за стаканом или без стакана решают бороться за справедливость, идут на площадь, и из этого вырастает революция? Я – не верю.

Вот, смотрите, 1989-й год – мощнейшее шахтерское движение, расшатавшее всю советскую систему. Но и оно не было, как выяснилось, полностью стихийным – оно координировалось и направлялось разными структурами, в том числе КГБ. И тогда, и в 90-е, и сейчас массовое донецкое народное движение не было полностью самостоятельным и спонтанным.

А потом произошли структурные изменения в обществе. Стало физически меньше пролетариев, потому что деградировали до предела угольная промышленность, металлургия, машиностроение – основа коллективизма и возможности объединения для широкого протеста.

Вспоминаем: 1993-й год – шахтеры еще были способны свергнуть правительство. 1996-й – еще способны перекрыть железную дорогу, чтобы добиться своих локальных целей. В 1998 году организовать марш на Киев, постучать касками на Майдане уже было не так просто, а "выхлоп" уже вообще был никакой.

А все потому, что в 1995-96 гг. началась реструктуризация угольной промышленности. Базис протеста сокращался с каждой закрытой шахтой. Шахтерам приходилось думать о том, как выжить. Когда речь идет о банальном выживании – это, конечно, иногда толкает к радикальным действиям, но чаще человек готов просто работать за кусок хлеба, махнув рукой на любой протест.

В результате последних событий Донбасс замкнется в себе?

Мы находимся в такой фазе, когда любые выводы делать опасно. Непонятна серьезность намерений людей, которые называют себя "Донецкой республикой", непонятны намерения сторон – готова ли Украина идти до конца, чтобы отстаивать Донбасс, или сдать его, как Крым.

А любовь дончан к России – насколько она искренняя? Насколько явно она проявлялась раньше?

Она всегда была достаточно искренней, но никогда не была причиной для каких-то сепаратистских настроений. Донбасс всегда себя чувствовал чем-то особенным: ни Украиной, ни Россией, но стремления выделиться в отдельную республику после товарища Артема я не припоминаю.

Может, это не столько пророссийские, сколько "просоветские" настроения? Не столько близость к России, сколько тоска по СССР? По советской общности?

Если бы сейчас предложили восстановить СССР в прежних границах, это было бы идеальным выходом для большинства жителей Донецка. Дело не в стремлении к советскому укладу жизни, нет – дело в том, что Донбасс не чувствует себя притянутым в должной степени ни к Украине, ни к России. Для него существование в пространстве, где и Украина, и Россия были бы представлены в одинаковой степени, было бы идеальным.

А жажды реванша нет? Из серии: власть-то была "донецкая", хоть Янукович и разочаровал…

Важнее то, что после Януковича к власти пришли люди, которых Донбасс не хотел бы видеть во власти. С другой стороны, если бы новая власть вела себя по отношению к Донецку боле адекватно, то ее приняли бы.

А что нужно было сделать на месте условного Яценюка? Вы бы на его месте что сделали, чтобы быть принятым Донецком?

Первое. Четко сказать, что Донецк – часть Украины, сын Украины. В первые же дни после победы нужно было транслировать эту мысль на всех доступных уровнях. Что Украина чувствует Донбасс частью себя, что сделает все, чтобы этой части жилось лучше. Вместо этого тот же Яценюк рассказал, что нужно затянуть пояса, и мы буде жить хуже, причем долго.

Второе. Нельзя было совершать действия, которые цепляли бы глубинные интересы Донецка: язык, 9 мая.

Третье. Перестать выдвигать на первый план разъединяющие вопросы, а говорить об объединяющих: уровень жизни, уверенность в завтрашнем дне, лучшее будущее для детей... Очень условно говоря: экономика и социальные вопросы вместо политики. А политику задвинуть на задний план до каких-то лучших времен.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Александр Иванов
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!