Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
"Комментарии" продолжают знакомить читателей с самыми интересными премьерами недели.
Главная статья российского экспорта, кроме нефти, газа и войн – это литература. Имена Достоевского и Толстого знают по всему миру. Регулярно ставят спектакли, экранизируют. Однако "Двойник" британского режиссера Ричарда Аояде – это нетипичный случай. Это не экранизация "Преступления и наказания", "Идиота", "Братьев Карамазовых" – интеллектуальных бестселлеров российской классики. Это фильм по мотивам дебютного произведения Достоевского – повести "Двойник".
"Двойник" от первой до последней фразы проникнут гоголевскими мотивами. В повести рассказывается о робком, незаметном чиновнике по фамилии Голядкин, который среди всех сотрудников большого бюрократического учреждения, наверно – самое слабое звено. И вот в его жизни появляется человек, похожий на него как две капли воды – но не в пример более энергичный. Даже не столько энергичный, сколько наглый, напористый, беспринципный. И постепенно занимает место Голядкина в жизни, отбирает у него все. Окружающие только рады видеть улучшенную версию прежде никем не замечавшегося человечка. А беднягу Голядкина в финале увозит в психиатрическую лечебницу страшный лекарь-немец, приобретающий черты зловещего демона.
Тут, конечно, не просматривается не только "Шинель", но и "Нос", и "Записки сумасшедшего" (в самом деле, ведь вся история с двойником, кроме финального заточения в "психушку", может оказаться лишь плодом расстроенного воображения героя). В любом случае, с учетом того, какое влияние мрачные химеры Гоголя и Достоевского оказали на мировое искусство, это материал для экранизации весьма благодатный.
Что делает Аояде? Для начала – создает атмосферу. Главный герой по имени Саймон живет в странной реальности, где дома, метро, интерьеры выдержаны в стиле изношенного минимализма 1970-х. Оператор Эрик Уилсон очень умело снимает всю эту потрепанную антиутопию, разбавляя монотонность будней неожиданными вспышками неона.
Абсурд среды усиливается образом жизни главного героя. Саймон работает в по-гоголевски обширной бюрократической конторе, в которой непонятно чем занимается орда партикулярных пенсионеров. Начальник конторы, некий Полковник – опять же, в духе Гоголя и Достоевского, существо мифологическое, практически высшего порядка.
Сам Саймон, как положено, робок: влюбленный в красотку-сотрудницу Ханну в исполнении Мии Васиковской, наблюдает за ней в телескоп. Доходит до полнейшей нелепицы – героя не пускают на корпоративный бал, потому что его лицо за 7 лет никто не запомнил. Такой черный юмор – одна из находок фильма.
Саймона и его наглое альтер-эго по имени Джеймс играет Джесси Айзенберг, известный массовому зрителю по роли Марка Цукерберга в нашумевшей "Социальной сети". Уже по той работе было заметно, что Айзенберг как раз хорошо умеет играть именно раздвоенных, противоречивых персонажей. В "Двойнике" этот талант пришелся как нельзя кстати. Насколько зажат и незаметен Саймон, настолько разнуздан и по-своему эффектен Джеймс. Дамский угодник, он моментально оказывается в фаворе не только у Ханны, но и у начальства, не сделав для этого практически ничего.
Пересказывать перипетии – значит портить впечатление от фильма, но стоит заметить, что Аояде обошелся с оригинальным сюжетом достаточно вольно, лишив его изрядной доли мрачности. Однако история в целом все равно вышла оригинальная и заставляющая о многом задуматься. Кто все-таки реальнее – Джеймс или Саймон? И как знать, нет ли у каждого из нас своего собственного Двойника, готового в любую секунду занять наше место – Двойника, в котором есть все то, чего нет в нас?
Обсуждения
Новости партнеров
Новости