Главная Новости Досуг Ветераны будущего
commentss НОВОСТИ Все новости

Ветераны будущего

Лучшими помощниками для отвоевавших участников АТО могут оказаться те, кто однажды уже пережил трудности возвращения к мирной жизни 

30 августа 2014, 00:15
Поделитесь публикацией:
Ветераны будущего

Когда АТО закончится, в Украине появится категория людей, которым после участия в боевых действиях придется адаптироваться к мирной жизни. Появятся солдаты и офицеры с военным опытом, помнящие обстрелы и видевшие ранения и смерть товарищей. О том, с какими трудностями они могут столкнуться, "k:" поговорили с теми, кому уже приходилось возвращаться с войны.

БЕССМЫСЛЕННАЯ АФГАНСКАЯ КАМПАНИЯ

— Вот что очень важно: ветераны АТО будут совсем не похожи на ветеранов Афганистана. Они будут совсем другими.

Александр Евстратов, участник войны в Афганистане, занимается проблемами ветеранов вооруженных конфликтов не первый год. Сейчас он, как и многие украинцы, вовлечен в деятельность по поддержке наших солдат на передовой — и уже сегодня он и его товарищи думают о том, как обустраивать жизнь тех, кто вернется оттуда. Он уверен, что именно ветераны Афганистана и других войн должны взять на себя заботу по их адаптации.

— К таким как мы ветеранам у них будет больше доверия. И мы знаем, что они чувствуют, — считает Евстратов.

Участники войны в Афганистане в большинстве своем не понимали, ради чего они должны были пройти через то, что прошли. Если многие советские граждане искренне считали, что в той войне Советский Союз помогал бедному и хорошему народу наладить лучшую жизнь, то солдатам и офицерам было понятно, что это бессмысленная и никому не нужная бойня, а их самих "подзащитные" ненавидят. Вернувшись домой, они были подавлены и разочарованы. Кроме того, они видели, что война, которую они прошли, никого особенно не трогала.

— Мы приходили обозленными. Так к нам и относились, — вспоминает Евстратов.

Но сейчас все иначе.

— Патриот — это, конечно, громкое слово, но сейчас наши солдаты и добровольцы — это патриоты. И, вернувшись, они останутся такими навсегда, — говорит Александр.

Это совсем не значит, что у них не будет проблем — будут, и большие. Но это куда лучше, чем всю оставшуюся жизнь быть уверенным, что твои товарищи погибли зря, а ты прошел через ад неизвестно ради чего.

ЖИЗНЬ В ЧЕРНО-БЕЛОМ СВЕТЕ

Я спрашиваю, как меняется человек после войны. Чем он отличается от других, не воевавших?

— Как сказать? Многим, — Александр Евстратов задумывается. — Но что важно: ему уже нельзя будет говорить пустых слов. Он их все запомнит, а потом потребует ответа.

Бывает, когда "синдром ветерана" проявляется жестче и более проблемно — и для самого вчерашнего солдата, и для окружающих.

— Для многих мирная жизнь, как раньше война, воспринимается только как "черное" и "белое". Без полутонов. И так они смотрят на все — и на президента, и на любого начальника, даже на близких, — говорит Александр.

Что важно — у ветеранов обостренное чувство справедливости.

— Их нельзя будет обижать. Они будут следить за словом, которое ты дал, и это будет важнее закона, понимаете? И у них есть братство, боевое братство. Они будут требовать от руководителей выполнения их слов и обещаний.

К нашему разговору присоединяется Артур Деревянко, участник войны в Афганистане и миротворческой миссии в Югославии. Он предполагает, как может развиваться ситуация в будущем:

— Многие будут предъявлять претензии. К кому? К власти. К мэрам. Будут требовать жилье. Но они не будут знать, что в очереди на жилье стоят сотни таких же как они "участников боевых действий". И могут происходить срывы.

Для Деревянко очень важно то, что если в Афганистан его отправлял Советский Союз, то миротворцем в Югославию — Украина. И важно не только для него. Артур напомнил мне об одном моем знакомом, служившем миротворцем в военной миссии ООН в Сараево. Тот рассказывал, что служба в армии в мирное время и сравнительно спокойная служба в миссии — совершенно разные вещи. Его главное потрясение первого времени, что в бойца могут выстрелить, когда он, например, стоит на посту. Пусть тренировки и учебные тревоги бывали тяжелыми, но чувствовать, что ты в любой момент можешь оказаться целью для снайпера, куда тяжелее. Вернувшись домой, мой знакомый не смог долго жить гражданской жизнью и добивался возвращения в армию — боялся спиться.

 

НОРМАЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ НА НЕНОРМАЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ

— То, с чем сталкиваются прошедшие вооруженные конфликты люди, что происходит с их психикой, это, одним предложением, нормальная реакция на ненормальные события. Украина не воевала, и потому в эти дни главным стрессогенным фактором является внезапность. Мы все вдруг оказались в состоянии войны, — говорит сотрудник Украинской ассоциации специалистов по преодолению последствий травмирующих событий Екатерина Проноза.

Стресс военнослужащих, а также различные его проявления — это естественные, нормальные и природные процессы. Это защитный механизм. Любая реакция на стресс адекватна нашей природе.

— У каждого своя реакция на травмирующее событие. Это может быть и гиперактивность, и избегание напоминающих моментов, и повторяющиеся воспоминания о событии, — отмечает Проноза.

Если у участников конфликтов появляются психические и психологические проблемы, психологи называют их "посттравматическим стрессовым расстройством". Но выводы о его наличии или отсутствии у того или иного солдата можно сделать только через месяц после того, как началась его реабилитация в условиях мирной жизни. Существуют определенные этапы реакции на травмирующее событие: на первых порах все реакции являются нормальными и адекватными, и если на протяжении месяца они не будут трансформироваться, можно будет говорить о "посттравматическом стрессовом расстройстве".

— Человек, вернувшийся с войны, никогда уже не будет прежним, — уверена Проноза. — Какими будут ветераны? Прежде всего у них совершенно другое понятие о товариществе, другой "командный дух". У них есть свой внутренний мир и свой коллектив, который сформировался на войне. Потом — у них будет миссия. Они уже выполнили свой долг — перед страной, перед государством, да попросту перед самими собой. И это чувство останется навсегда.

С другой стороны, по словам специалиста, у всех прошедших вооруженные конфликты увеличиваются проявления девиантного поведения. Согласно статистике у вернувшихся с войны солдат больше случаев разводов, алкоголизма, правонарушений вплоть до уголовных преступлений. Это факты. И к проблемам после возвращения солдата должна быть готова и его семья, и украинское общество в целом.

— Программа ресоциализации, возвращения к нормальной жизни, должна включать в себя — и это нужно четко понимать и обществу, и государству — комплекс усилий, — подчеркивает Екатерина Проноза. — Важно возвращение участников конфликта к своей профессии, а если это невозможно — они должны иметь возможность переквалификации. Должны работать (и они уже работают) центры психологической помощи и поддержки. Самое главное — участники АТО не должны почувствовать себя брошенными.

Александр Евстратов предполагает, что "новые" ветераны могут быть куда лучшими работниками, нежели граждане, не нюхавшие пороха.

— Они могут повлиять и на развитие, и на рост экономики страны. Я очень надеюсь, что, когда начнется восстановление Донбасса, многие вчерашние солдаты будут там работать.

— И еще: многие работодатели наверняка предпочтут взять на работу человека, побывавшего в экстремальной ситуации, — добавляет Артур Деревянко. — Например, в службу охраны. Мы часто с таким сталкивались — участников конфликтов многие берут на работу охотнее, нежели полностью гражданских.

Мои собеседники уверены, что после окончания АТО организации ветеранов Афганистана будут очень нужны. Они должны будут взять на себя миссию по возвращению вчерашних солдат к мирной жизни. Что же касается участия государства, то Артур Деревянко считает, что главная задача властей сейчас — это медицинское обеспечение. Раненым, вернувшимся из зоны АТО, могут понадобиться лекарства, протезы, инвалидные кресла.

Евстратов надеется, что значительную часть проблем можно будет решить за счет спонсорства.

— Уже на этот момент на спонсорские деньги заканчивается строительство 25-квартирного дома для афганцев, — рассказывает он. — Так, наверное, будем действовать и тогда, когда будут возвращаться бойцы АТО. Сейчас люди откликаются, раньше такого не было.

Это не означает, что отношение к тем, кто прошел через АТО, будет полностью однозначным — как не будет однозначным и отношение к событиям на востоке Украины. Но уж лучше тек, чем поток похвал в адрес "идеальных героев", который льется отовсюду, при почти полном безразличии к реальным проблемам живых людей.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Ян Смирнов
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!