Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Намерение Министерства образования и науки Украины исключить мировую литературу из перечня предметов внешнего независимого тестирования вызывает смешанные чувства. С одной стороны, в нем вроде бы и нет ничего скандального. Если, как говорит директор Украинского центра оценивания качества образования Игорь Ликарчук, абитуриентов, изъявляющих желание сдавать тест по мировой литературе, мало, тратить усилия и деньги на разработку заданий и проведение специальной сессии ВНО незачем. И уж тем более нельзя считать этот шаг попыткой изгнать из школы русскую литературу. Ведь сам предмет "Мировая литература" никто не отменяет, так что изучать, среди прочих произведений, "Преступление и наказание", "Анну Каренину", "Мастера и Маргариту" старшеклассникам все же придется.
С другой стороны, отмена тестов по мировой литературе не может не тревожить. Прежде всего потому, что небольшое количество желающих сдавать эти тесты объясняется тем, что не так уж много университетов требуют от абитуриентов сертификаты по мировой литературе. Как правило, вузы включают ее в перечень конкурсных предметов для тех, кто желает обучаться по гуманитарным специальностям. Но в этих перечнях она обычно имеет статус "по выбору абитуриента" (в качестве альтернативы предлагаются история Украины или иностранный язык). Иными словами, вузы не считают важным составить для себя впечатление об умении абитуриента мыслить критически, о широте его культурного кругозора, о его ценностях и нравственных установках, а также о других аспектах личности, на формирование которых нацелено школьное литературное образование.
Ради справедливости отметим, что ничего этого по результатам ВНО и невозможно определить. Вот, например, несколько заданий из теста по мировой литературе за 2014 год. "Гимном человека, который делает себя сам, звучат слова поэзии…" (ответ: Уолта Уитмена). "Общей чертой "Энеиды" Вергилия и "Одиссеи" Гомера является…" (ответ: изображение вмешательства богов в судьбу героев). "Ведущей идеей произведения "Старик и море" является…" (ответ: призыв оставаться человеком при любых обстоятельствах). "Какова судьба Печорина ("Герой нашего времени" М. Лермонтова)?" (ответ: погиб, возвращаясь из Персии). Теперь вопрос — что именно можно узнать о молодом человеке, который сдал такой тест с хорошим результатом? Едва ли что-нибудь еще, кроме того, что он прочитал предусмотренные программой литературные произведения и запомнил те или иные детали их сюжета.
Однако мировая литература не пользуется "спросом" со стороны университетов вовсе не из-за несовершенства тестов ВНО. Уже давно специалисты поднимают вопрос о том, что высшее (особенно техническое) образование в Украине нуждается в гуманитаризации — "очеловечивании". Речь идет не о механическом увеличении в учебных планах и программах количества гуманитарных и социально-политических предметов, а скорее об устранении подхода в подаче материала, когда за формулами, законами, хронологиями и т.д. теряется человек. То есть задачей высшего образования должна являться не подготовка технократа или специалиста, хорошо усвоившего набор профессиональных знаний и навыков, а личности — мыслящей, ответственной, творческой, нравственной. Но если цель готовить врачей, юристов, экономистов или инженеров "с человеческим лицом" считается такой актуальной, важно ли для учебного заведения взглянуть на то, в какой мере на входе в него абитуриент знаком с "человековедением" (то есть художественной литературой)? Безусловно. Тем временем любой вуз, готовящий педиатров или психологов, на первом месте в списке конкурсных предметов ставит биологию, а не литературу. Такая же ситуация с другими специальностями. У будущих финансистов и маркетологов университеты интересуются, сколь хорошо те знают математику, у будущих специалистов по международным отношениям — географию, у правоведов — историю Украины. Когда они станут студентами, литературу им, конечно, будут преподавать, но можно ли быть уверенным, что при общем технократическом характере образования этот курс "человековедения" окажет существенное влияние на формирование их мировоззренческих идеалов?
Есть и другой ракурс проблемы. Отмену тестирования по мировой литературе, конечно, нельзя расценивать как прямой сигнал школе, что литературное образование является чем-то необязательным или второстепенным. Однако психологически это решение воспринимается именно так — прежде всего самими школьниками. Если по предмету нет теста — он резко "падает в цене", потому что не приносит необходимых для поступления в вуз баллов. Соответственно, и усилий к изучению этого предмета можно прилагать меньше. В случае с мировой литературой это и плохо и хорошо.
Плохо, потому что придание такому предмету "необязательного" статуса обязательно скажется (конечно же, негативно) на формировании привычки к чтению — особенно больших текстов. (Для справки: результаты исследования, проведенного компанией pro.mova по заказу общественной организации "Форум издателей", свидетельствуют, что среднестатистический украинец в возрасте от 16 лет за прошлый год прочитал всего 4,3 книги объемом свыше сотни страниц.) А ведь уроки мировой литературы должны готовить школьников к чтению всю оставшуюся жизнь, прививать любовь к нему. И вот в связи с этим, может, даже и хорошо, что тест по этому предмету отменили. Ведь отсутствие "гнета ВНО" позволяет с запоминания деталей сюжета произведения переключиться на анализ его художественных достоинств, заняться изучением того самого человековедения, которое так пригодится и в вузе и в жизни. Как говорил Достоевский, "учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное".
Новости партнеров
Новости