Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
"Поводыря", конечно, ждали. Ведь за последние годы это наиболее "раскрученный" фильм украинского производства. Санин задумал снимать историческую драму о кобзарях еще в середине 2000-х, но только несколько лет назад появилась возможность воплотить задуманное в жизнь.
А воплощали с размахом. Премьере "Поводыря" предшествовала небывалая для отечественной кинематографии пиар-кампания: реклама шла в основных СМИ, по интернету, афиши с Джамалой и призывом "Закрой глаза. Смотри сердцем" были по всему метро.
Сценарий в соавторстве с Саниным написали известные литераторы Ирен Роздобудько и Александр Ирванец. Оператором выступил Сергей Михальчук – один из лучших в своей профессии. Джамала играет женскую роль – театральную актрису Ольгу Левицкую. Главные мужские образы – слепого кобзаря, бывшего офицера УНР Ивана Кочерги, и подлого, злобного энкавэдиста Владимира воплотили, соответственно, прекрасные актеры Станислав Боклан и Александр Кобзарь. Главного героя по имени Питер, сына убитого чекистами американского инженера сыграл паренек из Детройта, правнук украинского диссидента Михаила Сороки, Антон Грин. В эпизодах появляется Сергей Жадан, а также Тарас Компаниченко – один из лучших наших кобзарей.
Кадр из фильма
"Поводырь" начинается со сцены отправки кобзарей на место казни. Слепых музыкантов среди зимы грузят в товарный состав, чтобы увезти навстречу смерти. Питер прячется в специальном техническом ящике, подходящем по размеру для 12-детнего подростка.
Собственно, Питер – это и беглец, и свидетель эпохи. Потеряв отца, он по воле случая стал поводырем кобзаря Ивана. За мальчиком охотится сотрудник НКВД Владимир во главе банды чекистов, ведь у Питера, хоть он об этом и не знает, имеются важные документы, которые могут разоблачить злодеяния советской власти на Западе. Более того, Ивана и Владимира связывает давняя и недобрая история еще со времен Гражданской войны.
О событиях за кадром, собственно, и рассказывает выросший и постаревший Питер. Время событий – 1934 год, Голодомор и печально известный харьковский "съезд кобзарей", созванный советской властью специально для уничтожения всех народных певцов.
Санин стремится выполнить две задачи: показать страшное и по-своему великое время и, одновременно, процесс взросления главного героя, вырванного из привычной комфортной жизни и брошенного в жернова истории. К тому, как режиссер справляется с этими задачами, могут возникнуть некоторые замечания. В фильме немало излишнего пафоса и эмоционального надрыва, некоторые эпизоды – ближе к финалу – кажутся сырыми, сделанными второпях. Но визуально "Поводырь" сделан мастерски, и, конечно, свое главное послание – о борьбе человеческого достоинства с чудовищной тиранией – до зрителя доносит.
Все-таки, груз истории, свалившийся на Украину в ХХ веке, неимоверно велик. То, что и страна, и народ вообще выжили – настоящее чудо. И "Поводырь" вновь напоминает об этом.
B&H Film Distribution Company/YouTube
Обсуждения
Новости партнеров
Новости