Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Депутаты решили очистить учебные заведения от пенсионеров. В Верховной Раде зарегистрирован законопроект № 2026а "О внесении изменений к некоторым Законам Украины, касающимся установления предельного возраста пребывания на должностях научно-педагогических и педагогических работников учебных заведений". Авторы инициативы предлагают установить возрастные рамки для учителей школ и дошкольных учебных заведений, преподавателей профессионально-технических училищ, вузов, а также научных работников. Реформа будет проходить в два этапа. До конца 2019 года предельный возраст для руководителей будет составлять 67 лет, а для остальных научно-педагогических и педагогических работников — 69 лет. До 72 лет смогут работать лишь сотрудники вузов, имеющие звание профессора. До конца 2020 года эти временные ограничения уменьшатся еще на два года каждое.
Авторы законопроекта (Александр Спиваковский, являющийся депутатом от БПП и первым заместителем председателя комитета по вопросам образования, и другие) не потрудились детально обосновать свою позицию в пояснительной записке. Тем не менее проблема старения педагогических кадров в школах и университетах уже давно требовала внимания.
В цифрах ситуация в отечественных школах выглядит следующим образом. Согласно Госстату в конце 2014 года в украинских общеобразовательных учебных заведениях работало более 82 тыс. учителей пенсионного возраста, что оставляло 17% от общего количества. В некоторых регионах их доля начала сокращаться, но не более чем на 1–2%. В то же время количество молодых кадров — до 30 лет — росло лишь за счет таких учительских профилей, как информатика и английский язык. У этой диспропорции есть объяснение.
Талантливая и перспективная молодежь, способная стать достойной заменой заслуженным пенсионерам, явно не горит желанием пополнять учительские ряды. Профессия за годы независимости растеряла последние остатки престижности. К тому же в школе молодого специалиста кроме нервной и тяжелой работы ожидает голая ставка, а не зарплата с доплатой за стаж, как у более опытных коллег, или зарплата плюс пенсия, как у работающих пенсионеров. На другие преференции — обеспечение жильем за государственный счет — могут рассчитывать лишь сельские учителя. Но поскольку именно в сельской местности доля школьных пенсионеров составляет не менее 50–60%, молодые кадры не сильно клюют на такого рода приманку. Кроме того, отечественная директорская "мафия" мало чем уступает ректорской. Рассказывают, что для вхождения в закрытый "школьный клуб" приходится не только задействовать связи, но и порой давать немалые взятки. Давать их решаются в основном те, кто видит в школе источник клиентуры на репетиторство, а не те, кто хочет нести знания и сеять "вечное и доброе" за мизерное учительское жалованье.
Поэтому наивно полагать, что после стольких лет дискредитации профессии учителя достаточно будет просто уволить 80 тысяч пенсионеров, чтобы их место тут же заняла молодежь. Потребуется государственная программа, повышающая интерес молодых педагогов к работе в школах: поэтапное увеличение зарплатного фонда, обеспечение жильем (в том числе в городах), внедрение механизмов быстрого карьерного роста (например, через систему сертификации учителей, которая заложена в законопроекте "Об образовании"), необходимость иметь 3–5 лет школьного стажа для защиты диссертации на педагогическую тематику. Для государства, которое живет в режиме жесткой экономии, реализация подобной программы кажется невыполнимой. Скорее всего, депутаты пойдут менее радикальным путем. Его уже озвучила председатель образовательного комитета Верховной Рады Лилия Гриневич. Она пообещала, что в законопроекте "Об образовании" появится норма, согласно которой всех учителей-пенсионеров будут переводить на пятилетний контракт (как сегодня делается в вузах).
По истечении срока контракт может быть расторгнут без объяснения причин, а может быть продлен, если директор посчитает, что школе необходим такой сотрудник.
Что касается университетов, то проблема с работающими пенсионерами не стояла бы здесь так остро, если бы не научно-педагогические сотрудники. Согласно майскому отчету Госстата более 16,4 тыс. докторов наук сегодня "заняты в экономике Украины". Из них почти 11 тыс. имеют звание профессора. Почти половина является работающими пенсионерами: люди старше 70 лет — 23%, в возрасте 61–70 лет — 26%. Если такая масса профессоров разом уйдет на заслуженный отдых, в университетах оголятся кафедры и специализированные советы. Многие учебные заведения просто не смогут пройти лицензирование и аккредитацию.
Практика показала, что наша образовательная система не готова к такому повороту событий. В апреле многие вузовские сотрудники-пенсионеры (в некоторых вузах — более сотни человек) из-за потери научных пенсий написали заявления об увольнении. После принятия Закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения" им стало выгоднее сидеть дома на спецпенсии, чем получать зарплату и обычную "социальную" пенсию. Эффект не заставил себя долго ждать. Вузы добились от парламентариев изменения законодательства: через две недели после вступления в силу закона об отмене спецпенсий депутаты проголосовали за их возврат.
Фото: PHL
Новости партнеров
Новости