Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Добрывечир напомнила, что на конец 2008 года показатели по среднему слою резко упали. Так, показатель верхнего слоя среднего слоя в 4 квартале 2008 года составлял 10% , средний слой – 20 %, нижний слой среднего класса — 47 %. Ниже среднего класса находилось 23 % .
Добрывечер отметила, что эксперты ожидали последующего падения показателей по среднему классу в 2009 году.
"Но, наши пессимистические ожидания не оправдались. На протяжении года мы имели плюс-минус 1-2% по каждому слою, по каждой позиции. На конец года мы имеем практически те же самые цифры, которые мы имели в 1 квартале этого года", — сказала Добрывечер.
При этом она отметила, что, несмотря на относительную стабильность в показателях у среднего класса изменилось отношение к жизни.
"Они стали более экономными, они стали разумно распоряжаться своими деньгами. Например, они меньше покупают полуфабрикатов, меньше ходят по ресторанам, больше готовят дома. И у нас вырос индекс положительного отношения к здоровой пище. Стали больше задумываться над такими вопросами, как: экология, необходимость покупать продукты украинских производителей, увеличиваются ценности связанные с семьей, больше досуга в рамках семьи", — рассказала Добрывечер.
"Так что могу на сегодняшний день констатировать, что средний слой, выше среднего жив, по всем прогнозам будет жить, не так уж сильно он упал и поколебал позиции, и в какой то мере пошло некоторое оздоровление ценностных суждений и жизненных установок", — констатировала Добрывечер.
Напомним, согласно методике TNS, классические методы определения среднего класса неприменимы сегодня в Украине, поскольку сегодня в стране можно говорить о существовании лишь так называемого "протосреднего класса". В связи с этим социологи употребили в исследовании термин "средний слой", который разделили на три вида.
Главными критериями определения респондента в "высокий средний слой" являлись качество и количество потребляемых услуг, чувство социального достоинства и уверенность в завтрашнем дне.
Опрос проходил в городах с населением свыше 50 000 человек, в рамках проекта опрашивается 20 тыс. людей ежегодно.
Обсуждения
Новости партнеров
Новости