Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Вчерашнее назначение Михаила Короленко министром промышленной политики не просто означает вынужденную попытку антикризисной прививки металлургам и химикам (а фактически двум бизнесменам – Ринату Леонидовичу и Дмитрию Васильевичу). Сам факт того, что пустующее два года кресло вновь обрело своего хозяина, еще раз указывает на то, что во властных кабинетах, наконец, прислушались к собственникам крупного бизнеса, которые, вероятно, уже без намеков обрисовали ситуацию в экономике страны. Имея в виду, конечно, собственный бизнес. Ведь вряд ли это делалось с расчетом на пользу для государства, рост ВВП и благосостояние граждан – просто бизнес действительно начал давать трещины. Во что, к слову, никто не верил в декабре 2010-го.
Напомним, указом главы государства № 1085/2010 от 9 декабря 2010-го Президент реорганизовал Министерство промышленной политики в Госагентство по управлению государственными корпоративными правами и имуществом. Агентству из всего широкого спектра функций бывшего министерства досталась лишь одна – реализация политики по управлению объектами госсобственности. Экспертное сообщество в те дни справедливо заметило, что такой шаг выглядел логичным хотя бы только потому, что в управлении у министерства, по сути, осталась пара десятков промпредприятий. И горно-металлургический комплекс, и химпром, и автопром (не говоря уже о дышащем на ладан легпроме) старались больше не вспоминать по совершенно объективным причинам – государство оттуда либо уже ушло, либо собиралось уходить и довольно скоро.
Концепция стала меняться в 2012 году, который откровенно не радовал государственных мужей отраслевой статистикой и цифрами по промпроизводству в целом. Так, по итогам прошлого года объемы производства промышленной продукции в стране сократились на 1,8% при росте в течение 2011-го на уровне 7,6%. Если же брать общее падение по основным экспортоориентированным отраслям – ситуация обретает и вовсе неприглядные черты. Ведь при ориентации на внешние рынки отечественного ГМК (около 80% продукции идет на экспорт) и химпрома (приблизительно 70%) их спецификой является сугубо сырьевая направленность экспорта либо ориентация на продукцию с низкой степенью обработки. И делает ее, мягко говоря, бесполезной внутри страны на фоне набирающего силу протекционизма в мире.
К слову, то, что именно этими двумя отраслями, в первую очередь, займется новое-старое министерство, говорят не только традиции министерства (ранее в нем всегда главенствовали лоббисты именно металлургов и химиков). Но еще и акценты, расставленные в проекте Госпрограммы активизации развития экономики на 2013-2014 годы. При этом очевидно, что ведомство Михаила Короленко не только займется помощью двум бизнес-группам с выходом на внешние рынки, но и начнет выбивать списание задолженности, льготы по энергоресурсам, налоговые послабления. Также понятно, что риторика власти по господдержке строительной отрасли и развитии в стране производства сельхозтехники – что опосредованно также поможет двум вышеуказанным отраслям – будет только усиливаться. Пойдет ли дело дальше слов – вопрос для Украины традиционный и, как правило, всегда подразумевает только один ответ.
Более того, воплощать этот план в жизнь Михаил Константинович, похоже, начал даже до своего официального утверждения в новой должности. На сайте Президента еще до появления указа о назначении появилось поручение по созданию рабочей группы по отработке вопросов предоставления государственной поддержки предприятиям горно-металлургического комплекса. После этого выбор его кандидатуры – человека много лет проработавшего на ГОКах "Метинвеста" – смотрится вполне логично. А вот будут ли его заместители связаны прошлым с азотом либо титаном – покажет время. Хотя ситуация с наполнением бюджета в этом не оставляет сомнений.
Новости партнеров
Новости