Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Вчера министр инфраструктуры Владимир Козак раскрыл официальные цифры, показывающие весь масштаб бедственного положения отечественных дорог в преддверии весны. С его слов, сегодня на украинских дорогах необходимо залатать 1,4 млн. кв. м ям. Какую сумму на это придется выделить из бюджета, пока точно сказать не может никто. Даже премьер-министр Николай Азаров довольно осторожно назвал недавно лишь приблизительную сумму, необходимую на приведение дорожной сети страны в терпимое состояние – 2 млрд. грн.
Одновременно с этим, население, похоже, окончательно теряет терпение, и в социальных сетях появляются не только многочисленные видео с разбитыми дорогами и нелицеприятные комментарии относительно ответственных за это чиновников, но и целые группы. Так, в сети Facebook в последнюю неделю стремительно выросла группа под названием "Я ненавижу Укравтодор". Первая акция ее участников, правда, была откровенно провальной – вчера к 12.00 под здание Укравтодора выразить свое мнение о качестве дорог пришло не 990 подтвердивших свое участие человек, а всего около 40. Тем не менее, группа продолжает расти, а ее участники обещают выбрать для своей следующей акции более удачное время.
К слову, в рамках общения в указанной группе пользователи соцсети стали выкладывать и конкретные советы – к примеру, как отсудить у Укравтодора средства на ремонт личного автомобиля и компенсацию за моральный ущерб. В частности, Владимир Плешаков обнародовал вариант искового заявления к территориальной Службе автомобильных дорог по возмещению материального и морального ущерба в случае повреждения автомобиля на разбитой дороге (его можно увидеть здесь).
В Едином госреестре судебных решений подобные иски со стороны автолюбителей можно найти без особого труда. Например, 11 декабря 2012 года Октябрьский районный суд Полтавы удовлетворил требования физлица по возмещению ДП "Полтавский облавтодор" ОАО "ГАК "Автомобильные дороги Украины" 23 тыс. 793 грн. материального и 1 тыс. грн. морального ущерба после того, как автомобиль истца въехал в выбоину на дороге. Аналогичное требование 22 января текущего года удовлетворил и Луцкий суд. В результате, "Волынский облавтодор" обязали заплатить пострадавшей стороне 16 тыс. 861 грн. материального ущерба.
Можно, конечно, поспорить, насколько реально получить эти средства, даже имея на руках судебное решение. Но то, что в текущем году количество этих исков рискует увеличиться в разы – вполне реальная перспектива. И здесь, весьма кстати, профильное министерство вывешивает у себя на сайте законопроект, кардинально меняющий правила игры. Речь идет о предложении Укравтодора передать все дороги общего пользования местного значения в управление Совмина Крыма, областных госадминистраций, а также Севастопольской и Киевской горгосадминистраций. При этом функция выискивания финансирования на поддержание качества дорожного полотна также возлагается на местные администрации. За Укравтодором предложено оставить лишь ответственность за состояние дорог государственного значения (к слову, эту идею в профильном ведомстве так или иначе обговаривают минимум с 2009 года). Для понимания того, какой груз пытается свалить с себя Госагентство автомобильных дорог, стоит лишь упомянуть, что дороги местного значения составляют свыше 87% всей дорожной сети страны. Иными словами, ответственность за львиную долю полностью разбитого полотна возлагается на местные бюджеты. А о том, что передача дорог местным органам власти начнется в этом году вчера уже успел заявить Владимир Козак.
То, как на эти перспективы реагируют чиновники на местах, можно понять, сравнив их комментарии с заявлениями не обремененных проблемами переферии политиков, в которых они указывают причины того, почему в этом году асфальт в который раз сошел вместе со снегом. Если премьер-министр и глава Автомобильной ассоциации Украины Виктор Янукович предпочитают говорить об "аномальных зимах" и "суровом климате", то столичное руководство не преминуло вспомнить и катастрофическую изношенность дорог, и нехватку финансирования, и даже плохое качество асфальта, который использовали в 90-х. Правда, Николай Янович еще вначале февраля предупредил все разговоры о дополнительных субвенциях, традиционно для последних месяцев отметив необходимость "поиска местных резервов". И, по крайней мере, в столице эти резервы уже начали выискивать. Ведь как иначе воспринимать озвученную вчера идею главы Киевской администрации Александра Попова о привлечении столичных предприятий к ремонту дорог хотя бы вблизи закрепленных за ними территорий.
В придачу к этому, в Украине началась массовая "охота на ведьм". При том, что бывший руководитель Укравтодора Владимир Демишкан имеет сегодня депутатскую неприкосновенность и числится в рядах провластной фракции, виновных все-таки надо найти и публично наказать. И, видимо, не случайно на протяжении февраля Генпрокуратура будто бы соревнуется с СБУ в поисках главного вредителя на отечественных дорогах. Так, Черновицкое управление СБУ объявило на днях о начале досудебного следствия по факту незаконного присвоения бюджетных средств в особо крупных размерах руководством местной Службы автомобильных дорог. Речь идет о более чем 3 млн. грн. А Прокуратура отчиталась о возбуждении 37 уголовных дел в сфере автодорожного комплекса. Правда, вряд ли от публичной порки парочки коррупционеров — причем и не самых крупных — качество украинских дорог изменится к лучшему.
Новости партнеров
Новости