Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
В последний день января пресс-служба Кабмина обнародовала небольшое сообщение о том, что премьер-министр Николай Азаров поручил главам областных и городских госадминистраций разработать комплекс мер по наполнению местных бюджетов, а также экономическому и рациональному использованию бюджетных средств. Сообщение это начиналось на первый взгляд невинной фразой: "Правительство усиливает финансово-бюджетную дисциплину для стабильного функционирования бюджетной системы, обеспечения своевременных выплат зарплат, пенсий, стипендий, других социальных расходов". Хотя 30 января, – в день, когда и было дано поручение, – вступительное слово перед началом заседания правительства Николай Янович начал не столь оптимистично. "На прошлой неделе в швейцарском Давосе завершился Всемирный экономический форум. Главный его итог – это всеобщее признание того факта, что практически ни одному государству мира не следует быть слишком оптимистичным по поводу восстановления экономики в 2013 году", – сказал тогда он.
После этого исторического, как оказалось, заседания в течение одного только февраля фактически в каждом райцентре страны были утверждены меры по жесткой экономии бюджетных средств. Все документы имеют загадочную ссылку "во исполнение пункта 5 протокола №8 заседания Кабинета министров Украины от 30 января 2013 года". И если сам протокол в открытом доступе найти невозможно, то многочисленные распоряжения вполне доступны на сайтах администраций. Правда, за малым исключением они так и не были замечены общественностью. А зря: уже к маю в стране не смогут не заметить повальные проверки бюджетных учреждений, после чего последует волна массового сокращения штатов. Помочь понять масштаб начавшихся изменений позволяет анализ лишь единиц февральских распоряжений.
Так, 8 февраля роковое распоряжение подписал глава Ровенской облгосадминистрации. Помимо стандартных для всех подобных документов пунктов, оговаривающих усиление контроля над поступлениями в бюджет, в нем есть несколько строчек, красноречиво отражающих дух начавшихся в стране перемен. В частности, в течение текущего года в области будут пересмотрены льготы по оплате налогов и сборов, а также ставки оплаты за аренду земли и коммунального имущества. Каким образом будут пересмотрены, думается, уточнять не стоит. Кроме того, чиновников на местах обязали дать свои предложения по формированию "оптимальной сети бюджетных учреждений с учетом объемов финансовых ресурсов местных бюджетов". Другими словами, в сфере здравоохранения, образования и культуры области грядут массовые сокращения.
12 февраля аналогичный документ утверждает Севастопольская горгосадминистрация. В нем появляются свои тонкости понимания госслужащими новых вызовов: "не допускать роста численности работников бюджетных учреждений", "предусмотреть сокращение не первоочередных расходов".
Этим же числом датируется и соответствующее распоряжение Совета министров Крыма, в котором рекомендуются вещи, которые, видимо, до сих пор не воспринимали в Автономии: проведение селекторных совещаний с целью уменьшения командировочных расходов, а также использование в документообороте электронной почты.
На следующий день, 13 февраля, об экономии бюджетных средств задумались и в Кировоградской облгосадминистрации. В документе приводятся не только имена инициаторов некоторых новаций (к примеру, формирование сети бюджетных учреждений исключительно с учетом имеющегося финансирования предложил первый вице-премьер Сергей Арбузов), но и виртуозно выписанные указания. В частности, чиновников на местах обязали "обеспечить жесткий режим экономии бюджетных средств, максимально исключив (…) проведение праздничных мероприятий, за исключением централизованных".
Еще дальше пошла Львовская облгосадминистрация, которая в своем распоряжении также от 13-го числа даже расписала минимальные суммы, которые необходимо дополнительно изыскать в бюджет каждого района. Для всей области определили необходимость где-то найти не менее 123 млн. грн. К слову, эти дополнительные средства нужны не для чего-нибудь, а для "обеспечения своевременной выплаты заработной платы и расчетов за энергоносители в бюджетной сфере". Иными словами, если районные власти на Львовщине не найдут дополнительных ресурсов, учителя и врачи останутся без зарплаты.
Подобные распоряжения можно цитировать еще долго. Но, несмотря на неудержимую фантазию госслужащих в отдельных регионах, креативнее всех с поручением Николая Яновича справился глава Киевской горгосадминистрации Александр Попов. Готовя документ, в столице, помимо пресловутого "протокола №8", сослались и на "антикризисное постановление" правительства Юлии Тимошенко за номером 943 от 22 октября 2008 года. Кстати, оно не потеряло силу и поныне, запрещая, к примеру, органам власти приобретать за бюджетные деньги автомобили, мебель и аппаратуру.
В распоряжении от 27 февраля за подписью Александра Павловича антикризисные меры предлагается начать с обыкновенного, по мнению большинства горожан, стукачества. Так, сотрудникам жилищно-эксплуатационных организаций прямо предписывается информировать городскую администрацию и налоговые органы о факте сдачи жильцами жилплощади в аренду. Предполагается, что это увеличит поступления не только от взимания соответствующего налога, но и туристического сбора. Кроме вышеперечисленных мер (с обязательной "оптимизацией" количества учреждений и штата), перечень на 17-ти страницах содержит исключительно столичные идеи. "Понижение температуры отопления во всех бюджетных учреждениях во время выходных, праздников и каникул", "определение новых граничных размеров оплаты за обучение и посещение" спортивных, культурных и общественных заведений, "увеличение ставок сбора за место для парковки транспортных средств", – вот лишь немногое, чем уже начали "покращувати" жизнь киевлян. Которым теперь не раз предстоит вспомнить (пророческую?) шутку о том, что "покращення" стремительно ворвалось в каждый дом и вынесло оттуда все самое ценное.
Новости партнеров
Новости