Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Такое мнение в интервью "Комментариям" высказал экс-министр экономики Украины (1992), Президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой.
Говорят, что денег много не бывает. В чем проблема этих $ 15 млрд?
Нам просто столько не нужно. В 2014 году достаточно $ 4-5 млрд на погашение предыдущих долгов. Зачем аж 15? Это два дефицита госбюджета. Такую сумму Украина не сможет освоить, даже если бы имела самые лучшие проекты. С чего отдавать эти деньги, если бюджет, платежный и торговый балансы станут еще более дефицитными?
"Регионалы" заявляют, что этот кредит выгоднее МВФовского.
МВФ дает деньги на 15-20 лет. Их отдают постепенно, без нагрузки на экономику. А Москва дает деньги на 3 года. Мол, берите и быстро поворачивайте. Этот кредит вернуть практически невозможно. Обслуживать — невозможно. Кражи будут колоссальные. Потому что если строить некий мост через Керченский пролив, будут огромные "откаты", как это происходит с российскими газопроводами в Китай и Индию.
Московские соглашения предусматривают отмену части пошлин и квот на поставку продукции. Как это повлияет на торговлю между государствами?
Думаю, ничего пересматривать не будут. Украинские и российские предприятия выпускают аналогичную продукцию и выступают конкурентами. Поэтому россияне покупают украинское лишь в крайнем случае.
Дело в том, что Москва строит чисто протекционистскую экономику. Их сырьевые производства потребляют заниженные в цене газ, нефть, электроэнергию. Наши предприятия просто не могут с ними конкурировать. Уголь Кузбасса в 4 раза дешевле украинского. Пустим его к себе — тепловая энергетика перейдет на дешевое российское топливо. Шахты Донбасса сразу закроются.
Эта ситуация могла бы измениться со вступлением Украины в Таможенный союз?
Парадокс в том, что Россия и не собирается нас туда принимать. На границах с Украиной они собирают огромные экспортные пошлины, в первую очередь по газу и нефти. Это 70% доходов российского бюджета. Если мы войдем в ТС и не будем платить эту пошлину, российский бюджет надорвется.
С другой стороны, если Украина пойдет на сближение с Европой, будет открытая экономика, пересмотрят цены на транзит газа — "ляжет" российский "Газпром". Сейчас он платит Украине $ 2 за прокачку тысячи кубометров на 100 км. В Европе это стоит $ 12. Россиянам надо будет отдать Украине дополнительно $ 30 млрд ежегодно! Да "Газпром" лопнет, как мыльный пузырь.
России выгоднее держать нас в подвешенном состоянии — не принимать в ТС и не допустить сближения с ЕС.
Московскими соглашениями заявлены проекты в машиностроении, авиации, судостроении. Какова их перспектива?
Первое, чего добивается Россия, — чтобы Украина не была самостоятельным игроком на рынке сельхозпродукции. Потенциально мы можем поднять экспорт зерна с 25 млн тонн до 125. Это очень серьезная угроза российским производителям и огромные деньги. Вторая тема, которая их интересует, — наш военно-промышленный комплекс, который конкурирует с российским. Они хотят, чтобы мы выступали совместно. По сути в орбите стран Шанхайского договора — России, Китая, Монголии, Средней Азии. А это уже большая геополитика, которая может нам аукнуться.
Что, собственно, мешало раньше налаживать сотрудничество в той же авиаотрасли, кораблестроении?
Да ничего. Только желание наказать Украину. У них "заскок": "Мы вам, самостийныки, разрушили финансовую систему в 90-е, построили аналогичные вашим производства — и это не конец".
К 2000 году инвестиции России в Украину составляли $ 40 млн. Сейчас — $ 2 млрд. Это — мизер. Российскому капиталу по сути подарили целые предприятия. Одесский нефтеперерабатывающий, Калушский нефтехимический, глиноземные, алюминиевые, судостроительные заводы – все они посадили на мель. Им выгодно, чтобы оно не работало, потому что конкурирует с российским.
Руководство Украины заявляет, что вот-вот будет мощная кооперация с Россией и все пойдет в гору. Такое слышали не раз, и все время не получалось. Возможно не было желания внутри Украины — на уровне владельцев компаний, руководства государства.
Все это бесперспективно. Поймите, что политическая система России авторитарная. Политической и экономической конкуренции нет. Предпринимательского поиска нет. Разведанные запасы нефти и газа закончатся через 10 лет. Россия не может ничего нам дать в принципе! У нее свои проблемы. Если не давать денег на агломерации за Уралом, они просто отделятся. Будут торговать лесом с Японией и Китаем.
По факту граждане России и Беларуси имеют более высокие доходы. Государства — выше ВВП. Люди видит, что в Беларуси лучше, и делают вывод, что их политическая и экономическая модель лучше.
Беларусь со времен Союза имела развитое сельское хозяйство и бытовое машиностроение. А у нас Донбасс с совершенно убыточными шахтами и безлюдными городами. В первом бюджете независимой Украины с 40 млрд рублей на содержание шахт направили 9 млрд. На Донбассе говорят, что у них заводы, они всех кормят. Но реально вся Украина платит НДС, акцизы и финансирует целые области на Востоке. Тернополь и Львов поднялись абсолютно без заводов. Появились мелкие предприятия, гостиницы. Их экономика сразу "конвертировалась" в структуру западной, где услуги весят больше материального производства.
Но будем исходить из реалий. Когда Украина готовилась подписать Ассоциацию с ЕС, блокирование Россией украинских товаров — это было серьезно. Это потери рабочих мест и поступлений в бюджет.
Вы знаете, все эти разговоры были скорее ширмой для того, чтобы пойти на политические уступки Кремлю. Мы поставляем в Россию в первую очередь технологическое оборудование для тяжелой и химической промышленности, энергетики, железной дороги. Это качественная продукция. В России нет причин отказываться от нее. Если не хотят модернизировать свои заводы, электростанции, могут отказаться: "Будем голыми и босыми, но у вас не купим". А что они скажут директорам своих предприятий, рабочим?
Могут купить оборудование в Китае, Германии.
Представьте квалификацию инженеров и рабочей силы на заводах Сибири. Там некому будет осваивать и обслуживать немецкое компьютеризированное оборудование. Людей надо переучивать в США или Германии. Это возможно в долгосрочной перспективе. Тогда как мы с Россией имеем общие технологические стандарты.
Но они действительно могут заупрямиться и не покупать, переучивать персонал.
Так что мы, из-за этого должны стать в ту позу, которую нам скажут? Если сотрудничеству препятствуют экономические барьеры, их не перепрыгнешь. Если политические — можно искать выходы.
Россия может себе позволить. У них серьезный резерв. Путин выделил из Фонда национального благосостояния кредит Украине. В Фонде $ 80 млрд.
Русские называют это "бюджетом будущего" и не трогают его. Планируют доплачивать из него пенсионерам, газопровод строят в Китай. А сегодня свободных денег у них нет. В бюджете России на 2014-15 годы заложен рост ВВП 0,5%. Минэкономики объясняет, что "Газпром" уменьшил инвестиции в экономику. Что происходит? Западные экономики пошли в рост — США на 3% , ЕС на 2% — но они не энергоемкие, потребление нефти не растет. Это плохая новость для России. Денег не будет. Москва пугает Украину, а сама не может заплатить за подъем нашего тяжелого машиностроения.
И на Западе ничего не светит. Патовая ситуация.
Почему? Западный капитал очень интересует наша качественная рабочая сила, инженеры, с которыми можно говорить. Еще в 1990-е сюда приезжали огромные делегации из США, чтобы сотрудничать в технологических отраслях и оборонном комплексе. Этим путем пошли чехи, поляки.
Это интересный момент, так как представители украинской власти не раз заявляли, что Восточноевропейские страны потеряли от вхождения в ЕС. Что Запад "положил" их технологические отрасли. Там остались одни отели.
У наших руководителей устаревшая информация. Нельзя сравнивать потуги российского частного или государственного заказа с потугами Запада. Что мы получили от Московских соглашений? 2-3 заводам пообещали, что у них что-то купят. И это еще если у русских будут деньги. Молчу, что сотрудничество с российской экономикой не поднимает наши технологии. А кооперация с "Аэрбасом" — это серьезно. "Фольксваген", "Рено" — они пришли в Восточную Европу через Чехию, Румынию. Польские верфи в Гданьске, которые были банкротами в 90-х, сейчас получают заказы от США на ремонт военных кораблей.
Еще есть страны Балтии, которые, как говорил вице-премьер Вилкул, подверглись "деиндустриализации" после вхождения в ЕС.
В Прибалтике нет таких математиков, электронщиков, как в Украине. У них вузов таких нет. А мы готовим высококвалифицированные кадры. Есть университеты по металлургии, аграрная наука, селекция. Есть воспроизводство рабочей силы. Европейцы предлагают: "Хотите подняться? Вот вам рынки, заказы — работайте". Президент Франции Ширак говорил Кучме: "Если в Украине не будет французского производства, я к вам не приеду". А какие рабочие места будут созданы за $ 15 млрд от Путина? Турки или китайцы будут строить непонятно для чего некий мост.
Всех интересует вопрос: что Путин попросит у Украины, когда придет время отдавать эти $ 15 млрд?
Сложный вопрос. Наше правительство и его бизнес-партнеры не имеют дальнего видения будущего на российском направлении. Мы не слышали, будет ли куплена какая-то отрасль, построят ли завод на миллион автомобилей. То есть не видим по этому кредиту никаких проектов, которые поднимали бы экономику.
Возможно, долг будут гасить продажей газотранспортной системы, других стратегических объектов. Иными словами — это кабала. Мы ложимся под Россию, которая не исповедует рыночную экономику, строит отгороженную от мира структуру и побуждает всех участников покупать только их продукцию. Пока росли цены на нефть, это получалось. Что будет дальше — большой вопрос.
Новости партнеров
Новости