Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Руководитель Государственной пробирной службы Украины Александр Ксенжук рассказал "k:", в чьих руках могут оказаться клейма ювелирных изделий, о размахе теневого рынка ювелирки и почему экспертиза драгоценных камней до сих пор находится в ведении Минфина.
На нынешнюю должность вас назначили весной этого года. Что было сделано в первую очередь?
Первые шаги заключались в восстановлении технической базы структуры. При прошлом режиме здание пробирной службы даже не было принято в эксплуатацию. Но это полбеды. Тогдашнее правительство вопреки положению о Пробирной палате вывело 12 казенных предприятий из нашей орбиты и передало их под управление департамента драгоценных металлов и камней при Министерстве финансов.
Банковские металлы — это всего лишь узкая сфера применения нашего потенциала, не говоря уже о драгоценных камнях, которые имеют совсем иную рыночную логику. Даже если отбросить механизм ценообразования, то вопрос экспертизы камней заслуживает отдельного внимания.
Например, лейкосапфир по физическим качествам очень похож на алмаз. Частные и недостаточно оборудованные лаборатории не в состоянии их различить, особенно если камень уже в изделии. Есть два вида объективного анализа: гидроскопический и оптический, но вряд ли мы найдем таких специалистов среди банковских служащих.
Сегодня мы сформировали пакет предложений, направленных на восстановление законного правового статуса этих предприятий, и предложили их Кабмину на рассмотрение.
Этого достаточно для нормального функционирования отрасли?
Нет, но начинать следует с основ. К примеру, отмененное в 2010 году обязательное лицензирование субъектов предпринимательства в сфере оптового и розничного оборота драгоценных металлов и камней и замена его единым государственным реестром имела необратимые последствия. В 2008 году динамика ежегодного клеймения ювелирных изделий находилась на отметке 110 т при паритетном соотношении золота и серебра. Сейчас аналогичный показатель составляет лишь 35 т, из которых 65% золота и 35% серебра. Сами понимаете, что такой рынок ни при каких обстоятельствах не смог бы просесть на две трети. Соответственно остальные объемы вращаются в теневом секторе.
(Для сравнения: на тот же 2008 год было лицензировано 8,5 тыс. субъектов предпринимательства в сфере оптового и розничного оборота драгоценных металлов и камней, тогда как сегодня единый регистр включает только из 3,5 тыс. фамилий.)
С парламентской трибуны недавно прозвучало, что ежегодно в Украину ввозится сувенирной продукции из драгметаллов и камней на сумму 10 млрд. грн. Это заявление — уже сигнал к определенной реакции. Но когда депутат утверждает, что цифра составляет лишь 10% легальных поставок от реально ввозимых объемов, это уже серьезный повод к полноценным системным действиям.
Во время последней выставки "Ювелир Экспо Украина" совместно с МВД была проведена комплексная проверка. Даже поверхностный обзор дал повод изъять у трех субъектов предпринимательской деятельности около 5 тыс. изделий с подозрением на фальшивое клеймение.
Поможет ли в таком случае тотальное лицензирование?
Это очень важный шаг. Нужно отделить зерна от плевел. В условиях, когда нет правовой платформы для контроля и ответственности, в конечном итоге страдает потребитель. Человека, решившего сохранять свои сбережения в ювелирной продукции, попросту обкрадывают и обесценивают его будущее. Практика показывает, что изделия с фальшивым клеймом фактически всегда имеют отклонения в качестве сплава. Поэтому в случае обнаружения такого дефекта у людей может появляться негативное отношение к депозитам такого рода. А если такое явление становится массовым, страдают все: и потребители, и ювелиры, и государство.
И тут лицензирование может стать фактором объективности, в котором сбалансируются интересы всех заинтересованных участников рынка. В свое время стандарты не зря придумывались. Нельзя продавать ювелирку неизвестного происхождения в продуктовых магазинах, не имея рычагов для возврата недоброкачественного товара.
Это все учет. А контроль?
Законодательно прописанное оповещение о проверке за десять дней позволяет спокойно укрывать контрафактную продукцию от инспекторов. Поэтому эффективность таких мероприятий — нулевая. Естественно пробирная служба подготовит новый проект по урегулированию этого вопроса.
Кроме того, наше учреждение совместно с Ассоциацией ювелиров и контролирующими органами создадут единую информационную базу с досье на предпринимателей, использующих нерыночные методы конкуренции.
Как повлияли на рынок драгоценностей последние события в Крыму и на юго-востоке страны?
Очень серьезный вопрос, который непосредственно соприкасается с проблемами национальной безопасности. В Украине ранее работало 12 казенных предприятий, которые имели право на клеймение ювелирной продукции. На сегодня крымский филиал находится на оккупированной территории, а донецкое и луганское отделения находятся в зоне политической и экономической нестабильности. Оттуда неоднократно поступали сигналы о вмешательстве вооруженных людей в их деятельность и силовом давлении.
Грубо говоря, даже имея одно наше клеймо утвержденного образца, любой человек при таком законодательном поле сможет наводнить наши рынки контрафактной ювелиркой и исподволь подтачивать наше национальное богатство. Ведь во время конфликтов воюющие стороны с удовольствием расшатывают экономику оппонента, в том числе и с помощью фальшивых денег и ценностей. Это вопрос очень щепетильный, и в ближайшее время он будет рассматриваться.
Мы будем инициировать изменение формата клейма, чтобы упредить или хотя бы минимизировать негативные последствия от шагов оппонентов. Этот вопрос нуждается в скорейшем решении, чего бы нам это ни стоило, ведь решить его в технической плоскости нам абсолютно по силам.
Новости партнеров
Новости