Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Насколько изменились основные тенденции развития экономики Украины, ее структура после начала активных боевых действий на востоке страны?
Прежде всего статистика всегда сильно запаздывает, а в нынешних условиях и подавно. Но можно предположить, что самый сильный удар ожидает машиностроение. Ведь 75% экспорта продукции предприятий отрасли в последние годы направлялось в РФ. А после действий по ограничению доступа украинских товаров на российский рынок данные поставки очень сильно сократятся.
Другой вопрос, что наше машиностроение в большинстве своем сегодня является конкурентоспособным исключительно на российском рынке. Поэтому его будущее и так предопределено.
В состоянии, в котором находится отрасль (без снижения энергоемкости производства, повышения качества и технологичности продукции), рано или поздно она стала бы неинтересна и в России. Это объективный процесс, просто сейчас катализатором стагнации украинского машиностроения стали напряженные отношения с соседом.
Верно и то, что потеря рынка не происходит сама по себе. Если предприятие не может найти новое место сбыта для своей продукции, какой же запас прочности у такой компании, в принципе? Это серьезнейшая и давняя структурная проблема нашей экономики, и ситуация на востоке усугубила, но не создала ее.
Возможно, нынешнее падение машиностроения как раз и приведет к резкому перетеканию инвестиций и человеческих ресурсов в какие-то другие более перспективные сферы экономики. Например, развитие среднего и малого бизнеса в восточных регионах страны могло бы снять социальное напряжение в связи с массовым сокращением предприятий тяжелой индустрии.
К структурным проблемам Донбасса нужно быть готовыми, но решить их только за счет государственного финансирования не удастся. Просто давать деньги на строительство дорог — идея хорошая, но этого мало. Необходимо резкое улучшение качества бизнес-климата в стране.
По официальным данным, госбюджет ежемесячно тратит на АТО 1,5 млрд. грн. Как долго может выдерживать такую нагрузку экономика страны?
Проблема Украины в том, что ее госбюджет традиционно дефицитный. 2014 год не исключение — суммарный дефицит составил около 8,5% ВВП. Это и так достаточно много. Сейчас же необходимо увеличить расходную часть. Но за счет чего? Экономика сжимается, доходы не растут. А в условиях сотрудничества с МВФ выйти за пределы плановой цифры дефицита бюджета достаточно сложно. Значит, ради обороноспособности страны под секвестр попадут, прежде всего, так называемые незащищенные социальные статьи — образование, наука, инфраструктурные проекты в регионах, которые не пострадали от проведения военных действий. Это плохо и крайне непопулярно, но иного выхода сегодня просто не существует.
Возможно, государству в такой ситуации следует придать импульс более высокой социальной ответственности крупного бизнеса?
Сделать это нужно, но придерживаясь либеральных принципов экономики. Можно было бы поднять налог для корпораций. Но крупный бизнес должен понимать: чтобы выжить всей стране, он должен тоже чем-то пожертвовать. Взять на себя временно — на год-полтора — повышенные фискальные обязательства, например, для восстановления инфраструктуры Донбасса.
Но если эта инициатива будет исходить исключительно от правительства или парламента, ничего не получится. Необходимо обоюдное движение навстречу. Заставить что-то сделать отечественных олигархов нельзя, ведь они работают в режиме мультинациональных корпораций, и если в Украине им станет плохо, просто выведут свои инвестиции, насколько это возможно, в другие регионы мира.
Помимо очевидных прикладных задач, как то: восстановление инфраструктуры, милитаризация госзаказа, активизация программ энергосбережения, освоения новой географии экспорта, какими могут быть необходимые решения, которые станут дополнительными точками роста экономики страны?
Нужно одноразово профинансировать дефицит бюджета за счет продажи некоторых госпредприятий. Надеюсь, правительство все же предложит программу приватизации. Да, сейчас плохой рынок, низкий спрос, но это необходимо сделать. Ведь госбюджет избавится от дополнительных расходов и на будущие периоды времени, в частности на 2015 год.
Улучшить бизнес-климат можно, понизив административные барьеры для предпринимательства. В рейтинге легкости ведения бизнеса Всемирного банка наша страна находится в середине второй сотни государств мира. А нам нужен прорыв на 50–70 пунктов. Раньше бизнес-климат и инвест-климат были у нас предметами отвлеченного философствования, сейчас это вопрос национальной безопасности. Если этого не сделать, Украине не избежать очень серьезных социальных конфликтов.
Насколько к решению новых экономических задач по окончании АТО готово общество в целом и руководство страны в частности?
Все будет зависеть от того, насколько общество готово отказаться от тех популистских запросов, которые эксплуатируются политиками накануне очередных выборов. Нужно понять, что будет очень тяжело, но без реальных изменений добиться чего-то невозможно.
Новости партнеров
Новости