Главная Новости Бизнес Нам больше не нужны лекарства
commentss НОВОСТИ Все новости

Нам больше не нужны лекарства

Несмотря на изобилие аптек, медикаменты все чаще становятся недоступными пациентам

6 января 2015, 00:01
Поделитесь публикацией:
Нам больше не нужны лекарства

Хотя практическо все аптекари жалуются на нерентабельность бизнеса, открытию новых городских аптек почему­то не мешает ни девальвация гривни, ни снижение покупательной способности украинцев, ни наличие конкурента в радиусе 100–200 м, ни перебои с поставками лекарств. "Рост курса и введение НДС позволяют генерировать на 5–15% больше валовой прибыли в гривнях. И хотя количество чеков (покупателей) год за годом продолжает стабильно сокращаться, это позволит большинству аптечных сетей из отрицательной и нулевой EBITDA выйти в плюс", — говорит старший консультант Apple Consulting Александр Соколенко.

Фармацевтический ретейл активно укрепляет свои позиции, несмотря на тотальный кризис в стране. По данным аналитической системы исследования рынка PharmXplorer/ "Фармстандарт" компании Proxima Research, за десять месяцев объем аптечных продаж в Украине впервые превысил 30 млрд. грн.

"k:" решили разобраться в парадоксах сегодняшнего развития аптечной индустрии и выяснить, где скрыты резервы роста для фармрозницы.

Ассортиментные махинации

Одна из причин — товарная спекуляция с нереализованными остатками. По оценкам пациентов, с начала года многие импортные препараты выросли в цене в 2,5–3 раза как минимум. К примеру, известный всем активированный уголь подорожал с 0,9–1 до 2,5–3,5 грн., а разрекламированное средство от метеоризма "Эспумизан L" — с 40–45 до 139–150 грн. Причем часто стоимость лекарства в аптеке сначала поднималась, а через некоторое время откатывалась назад. Такие волнообразные ценовые скачки эксперты фармрынка объясняют участившимися манипуляциями собственников аптек на валютном курсе. "Дистрибьюторы на стоимость уже отгруженного в аптеки товара практически не влияют, а розница самостоятельно пилюли не импортирует. Но это не мешало фармацевтам буквально на следующий день после очередного ослабления гривни переписывать свои ценники на всю зарубежную номенклатуру в большую сторону. Дополнительный заработок аптекари могли получать до поступления новой партии товара, после чего цену на препарат приходилось опускать до уровня, обозначенного дистрибьютором", — говорит провизор одной из столичных аптек Наталья Лазебникова.

Этим манипуляциям способствовала и невнимательность отечественных потребителей. Только 10% больных хроническими заболеваниями на самом деле контролируют цену своего лекарства. И лишь 16% из 100% заходящих в аптеку покупателей знают стоимость тех лекарств, за которыми они конкретно идут.

Другая причина — набирающий популярность категорийный менеджмент. Разный уровень маржинальности лекарственных средств позволяет манипулировать ассортиментом. В консалтинговых конторах аптекам предлагают активно избавляться от медленно оборачиваемых лекарств. "Зачастую в аптеках более 50% товарных позиций продаются со скоростью одна и реже упаковка в неделю, в то время как ходовые позиции часто выпадают из наличия по причине их быстрой реализации. Аптеки, меняющие долю этих препаратов в запасах, автоматически увеличивают свою доходность", — говорит старший консультант Apple Consulting Александр Соколенко.

К тому же, разместив в прикассовой зоне ряд товаров импульсного спроса (витамины, жевательную резинку, косметические средства, диетические добавки или минеральную воду), можно заметно "удлинить чек", увеличив в нем количество наименований товаров. Украинцам вообще присуща высокая ценовая чувствительность только к первым по счету товарам в чеке. Грамотные провизоры с выгодой используют тот факт, что к четвертому и последующим по счету товарам покупатель менее чувствителен, предлагая "в нагрузку" товары с большой маржей.

Побочные эффекты

Отдельного внимания заслуживают игры с наценками. Вступление в силу с 1 января 2015 года изменений в постановление Кабмина №955 еще больше ударит по потребителям дешевых препаратов. Ограничение размера торговой надбавки на уровне 30% к закупочной цене лекарственных средств и изделий медицинского назначения, равного 12 грн. или меньше, в течение нескольких месяцев приведет к вымыванию из аптечного ассортимента недорогих лекарств отечественного производства. По мнению директора по развитию компании "Фармпланета" Натальи Сергейко, рознице будет невыгодно работать с такой категорией продукции из­за низкой маржинальности. "В итоге — доступ к отечественным анальгетикам и антипиретикам, кардиологическим, антисептическим и дезинфицирующим средствам будет ограничен. В деньгах этот сегмент относительно невелик — примерно 9% товарооборота. Но в упаковках это больше половины рынка", — уточняет эксперт.

В то же время установление разрешенных размеров наценок на другие ценовые группы позволит ретейлерам на законных основаниях устраивать конкурентные бои маркетинговых бюджетов поставщиков. Дело в том, что в ценовой категории от 12 грн. и выше находится большинство разно­образных генериков, и какой именно из них получит возможность попасть на полку, решит откат для аптеки. "Маркетинговые договоры с дистрибьюторами и прямые — с производителями — это дополнительный источник дохода, за счет которого выживают сейчас аптеки", — признается исполнительный директор Pharmacy Concept Store Светлана Емцева.

Для пациентов опасность такого подхода заключается в том, что некоторые фармацевты готовы предлагать клиентам не только генерики, но и препараты с альтернативным действующим веществом. "Хотя по закону такое действие является противоправным (ни один фармацевт не может изменять назначение врача и замещать лекарство с одним действующим веществом другим по собственному усмотрению), реального наказания за это никто не несет", — сетует вице­президент Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов Евгений Найштетик.

Еще сильнее усугубить ситуацию с наличием доступных препаратов может договоренность парламентской коалиции о запрете в ближайшем будущем рекламы лекарственных средств. Этот шаг автоматически переместит акцент маркетингового давления производителей на провизоров. И это еще больше сформирует "лекарственную зависимость" аптечной розницы, которая останется основным доступным каналом информации для большинства больных.

Прогноз неутешителен: вместо того чтобы рекомендовать больным действительно нужные препараты, провизоры постараются втюхивать им те лекарства, продажа которых принесет гарантированный бонус. Естественно, вдаваться в противопоказания того или иного средства к применению для каждого покупателя в отдельности аптекари поленятся (они же не врачи). PharmXplorer/"Фармстандарт" зафиксировала в текущем году смещение фокуса промоактивности в безрецептурном сегменте на рекламу непосредственно в местах продаж (POS­материалы, акции), рассчитанную на конечного потребителя. Увеличение прямых затрат на продвижение лекарств в рознице принесло владельцам аптек порядка $50 млн.

Кстати, по оценкам первого проректора Национального фармацевтического университета Аллы Котвицкой, незнание пациентами побочных эффектов приводит к тому, что за каждый доллар, потраченный на приобретение лекарств, украинцам придется доплачивать еще по 90 центов для устранения проблем, возникающих из­за принятия некорректно подобранных препаратов.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Светлана Попель
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!