Главная Новости Бизнес Экономический патриотизм
commentss НОВОСТИ Все новости

Экономический патриотизм

На потребление отечественных товаров украинцы переходят вынужденно из-за дороговизны импорта. И в 2015 году курс на импортозамещение только укрепится

18 января 2015, 00:06
Поделитесь публикацией:
Экономический патриотизм

У котелка

Альтернативный газовому отопительному котлу — твердотопливный агрегат — достаточно дорогое удовольствие. Стоимость серьезной немецкой автоматизированной системы стартует с 5 тыс. евро. Тем не менее один из столичных вузов еще три года назад оборудовал котельную мощностью 2 МВт, работающую на пеллетах из лузги подсолнечника. И через полтора отопительных сезона агрегат себя полностью окупил.

Дороговизна импортных аппаратов стимулирует производство отечественных аналогов. По крайней мере, уже в конце лета 2014 года фирмы, выпускающие твердотопливные котлы, были обеспечены заказами на несколько месяцев вперед. А, к примеру, компания "Укртепло" всерьез просчитывает варианты расширения производственных мощностей на 2015 год.

Еще проще жителям сельской местности. Все, кто представляет, как пользоваться инструментами, сможет изготовить биогазовую установку самостоятельно из подручных материалов, которых полно в любом деревенском сарае. Интернет пестрит схемами и даже роликами с подробными инструкциями производства и эксплуатации самодельных БГ-котлов. Народные умельцы учат, как из ведра навоза или любого растительного мусора получить суточную норму биогаза, который обеспечит семью бесплатным теплом и светом, а при некотором усовершенствовании агрегата — и бензином.

Впрочем, осваивать схемы и чертежи вовсе не обязательно, бытовую биогазовую установку можно заказать у специализированной фирмы. Например, агрегат с 200‑литровым реактором обойдется всего в 10–15 тыс. грн.

Потенциал роста рынка альтернативных топливных установок в Украине огромен. Ведь сегодня в нашей стране, по оценочным данным, лишь около 2 тыс. домашних установок. А вот, например, в Китае их уже примерно 40 млн. Причем общий выпуск биогаза в КНР составляет 14 млрд. м3 год. Это чуть меньше, чем насчитывалось в наших подземных хранилищах природного газа накануне нынешнего отопительного сезона.

По наблюдениям гендиректора коммуникационного агентства "Варто" Наталии Холод, спрос на украинские товары повысился практически одновременно с их предложением. У потребителей случился своеобразный моральный перелом — многие в один момент поверили, что товары отечественного производства могут быть прогрессивными. "Заметно снизился общественный скепсис относительно украинского качества", — отмечает эксперт.

По информации Госстата, только в течение первого полугодия 2014 года в розничном товарообороте доля всех потребительских товаров, произведенных на территории Украины, увеличилась на 1,2% — до 59,2%. При этом в структуре продтоваров отечественная продукция достигла 86% в непродовольственной группе — 40,2%.

Больше всего экономических патриотов в Черкасской (71,5%), Кировоградской (71,3%), Житомирской (70,8%), Сумской (70,3%) и Ивано-Франковской (69,9%) областях. Меньше всего — в Киеве (49%) и Киевской области (55,5%), на Харьковщине (58,8%), Одесчине (53,8%), Виннитчине (58,6%) и Донетчине (58,9%).

Кстати, по данным аналитической системы исследования рынка PharmXplorer/"Фармстандарт" компании Proxima Research, за десять месяцев 2014 года импортозамещение на рынке зарубежных лекарственных препаратов украинскими аналогами выросло на 4% в упаковках (до 76,1%).

Бойкот российских продуктов уже привел к тому, что доля продтоваров из РФ на полках супермаркетов, по оценкам УАПТС, сократилась на 30–40%. При этом у предприятий АПК до сих пор имеются перспективные и малоразвитые каналы сбыта. По словам столичного ресторатора Дмитрия Борисова, его заведения одними из первых в Украине начали исповедовать философию slow food: максимальное использование в блюдах продуктов, выращенных на родной земле. "Импорт, кроме некоторых позиций, никогда практически не используем. И я прекрасно понимаю иностранных шефов, которые ультимативно хотят иметь дело только со своими продуктами", — уточняет он.

Но если украинская еда прочно закрепилась на полках домохозяйств (по основным группам продуктов — хлеб, молоко, мясо, крупы — показатель доходит до 93–97%), то непродовольственные товары made in Ukraine еще находятся в процессе завоевания сердец и кошельков украинцев. Их популяризацией сегодня усиленно занимаются интернет-издания и ТВ-каналы.

Любопытно, что продажи отечественных текстильных товаров и обуви увеличились на 0,2% — до 25,3 и 2,9% соответственно. Как отмечает директор компании "Текстиль-Контакт" Михаил Ханин, на фоне спада экономики и покупательной способности патриотизм украинцев внес свою лепту в объемы продаж.

В Украине достаточно производителей, выпускающих товары для хозяйственных нужд. Их основной недостаток — отсутствие в большинстве случаев доступной для потребителей информации и рекламы, а также трудности с присутствием в сетевой рознице. Недаром в последнее время украинцы так полюбили небольшие магазинчики и ларьки: именно здесь сегодня можно найти бытовую химию, шампуни или перчатки отечественных компаний.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Полина Светлова
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!