Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Первую часть интервью с Михаилом Мищишиным читайте здесь
Если не принимать во внимание Крым, Донецкую и Луганскую области – какие регионы Украины в наибольшей степени завязаны на экономическое сотрудничество с Россией?
В первую очередь, это Харьков, Днепропетровск, юго-восток и запад Украины. Практически вся Украина. Николаевское предприятия "Зоря-Машпроект" выпускает редукторы и газотурбинные установки для новейших российских фрегатов. Черкасский "Фотоприбор", киевский "Арсенал" и львовская "Лорта" – основные поставщики систем наведения для танков, самолетов и зенитных ракетных комплексов. "Фотоприбор" также участвует в проекте по созданию российских противотанковых комплексов "Хризантема", поставляет аппаратуру управления для вертолетов Ми-24. Военно-промышленный комплекс бывшего СССР охватывает практически всю территорию Украины. Хотя, конечно, многие заводы уже разорились и не функционируют, перенацелены на выпуск другой продукции.
Приходится неоднократно сталкиваться с точкой зрения, что украинская экономика в большей степени выигрывала от сотрудничества с РФ, чем российская. Так ли это? В какой степени можно говорить, что острый кризис в отношениях двух стран болезненно отразился и на самой России?
Я думаю, что Россия, хоть и старалась выпускать больше своего и меньше зависеть от нас, все-таки несколько, может быть, десятки лет, будет испытывать существенные трудности из-за отказа Украины сотрудничать.
Ведь одновременно Европа и США также ввели санкции в отношении России. Мы оказались в обойме санкций Запада, с помощью которых он хочет повлиять на Москву. Ущерб тут обоюдный. Оборонная отрасль Украины обеспечивала значительные поступления валюты в Украину.
В то же время россиянам сейчас тоже нелегко, так как им приходится нивелировать одновременно последствия западных и наших санкций. В итоге они с этим справятся. Но это – время и деньги. Отрицательные последствия от сворачивания связей с Россией испытывает и экономика Украины.
Есть ли шанс заменить разорванные или прерванные связи, попытав счастья на других рынках? ЕС, Ближний Восток, ЮВА, Латинская Америка, Африка?
У нас просто не остается другого выхода, как предлагать свою продукцию на других рынках. Но сегодня удачные контракты на внешних рынках – это предмет спора многих стран-производителей. Та же Франция, которая отказалась поставлять России вертолетоносцы "Мистраль", сейчас испытывает сложности с подписанием вроде бы уже решенного контракта на поставку истребителей "Рафаль" в Индию.
Кроме этого, выход на рынок, даже такой богатый, как европейский, не гарантирует успешную работу на нем. У многих стран есть свои наработанные связи по поставкам той или иной продукции. И вклиниться в них нам будет очень не просто. Продукция должна быть очень дешевой и качественной. Плюс затраты на продвижение. Далеко не у всех предприятий Украины получится закрепиться на рынке Европы. Многие заводы и фабрики из-за отказа сотрудничать с Россией ждет банкротство, как было во времена распада СССР.
Следовало бы ожидать, что в противостоянии с Москвой нас поддержат европейские партнеры и США – закупками украинской продукции. Но их, в первую очередь интересует наш рынок. Они сами хотят продавать свою продукцию нам. На это нацелены и большинство кредитов от Запада, которые мы получаем или ожидаем получить. У Запада гораздо больше шансов захватить наш рынок, чем у нас – зайти на рынки Европы, США и Китая. Это значит, что в Украине будут сокращены десятки тысяч рабочих мест.
Известны ли Вам примеры успешно продолжающегося бизнес-сотрудничества между Украиной и Россией?
Мы продолжаем закупать у России критический импорт: газ, уголь, нефть, электроэнергию. Многие украинские предприятия продолжают поставлять свою продукцию в Крым. В свою очередь, крымские предприятия также сотрудничают с Россией, правда, многие из них уже перерегистрировались в соответствии с требованиями российского законодательства.
СМИ сообщают о том, что и в Днепропетровске есть фирмы, которые поставляют продукцию в Россию, например, оборудование и материалы для прокладки тоннелей.
Днепропетровская фирма ИБТ заключила контракт с Москвой почти на 5,5 млрд. рублей. Кроме того, основным поставщиком тюбингов в Россию — чугунных креплений сводов тоннелей метрополитена — является днепропетровский завод "Днепротяжмаш".
Обсуждения
Новости партнеров
Новости