Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
На прошлой неделе представители Минкульта, Госкино, а также крупнейших частных телеканалов и телестудий презентовали новую концепцию государственной поддержки национального кино и телепроизводства. Она изложена в законопроекте, который, как уверяют в Минкульте, будет внесен в парламент до конца лета. Из новой концепции исчезло обсуждавшееся ранее предложение ввести дополнительный налог на услуги телекомоператоров, кинотеатров и телевещателей на финансирование украинских фильмов. Напомним, что авторы аналогичного документа, депутаты Николай Княжицкий и Сергей Тарута, предлагали взимать от 2 до 50% размера минимальной зарплаты за одну минуту демонстируемого фильма/сериала в зависимости от его страны-производителя. Перспектива платить по 50–70 тыс. грн. за показ российских лент телеканалы, мягко говоря, ужасала. Именно они предложили свой вариант министру, который тот, как поговаривают, поддержал хоть и не сразу, но почти без купюр.
КОНЦЕПЦИЯ ПОМЕНЯЛАСЬ
Новый проект созвучен интересам каналов "большой шестерки" и продакшен-студий. Предлагается создание специального фонда для поддержки кинематографии, который будет наполняться сразу из нескольких источников.
Вопервых, из государственного бюджета — не менее 0,1% от затрат общего фонда госбюджета за предыдущий год. Учитывая показатели текущего финплана страны, этот составит почти 530 млн. грн. против нынешних 66,8 млн. грн. Вовторых, на пополнение фонда будут направлены отчисления от деятельности государственных лотерей, часть средств от уплаты акцизов, сборы за прокат фильмов, снятых за государственные средства, а также меценатская помощь.
Законопроект также определяет, кто и как будет получать деньги на украинские фильмы и сериалы. Часть картин, как сейчас, будет обеспечена госзаказом на 100%. Это детские, просветительские, документальные, анимационные и дебютные ленты. Еще часть проектов смогут претендовать на 80% казенных денег (сейчас доля государства в финансовой поддержке производства фильма не превышает 50%). Инновацией является также включение сериалов в список претендентов на госинвестиции. Они смогут получать до 50% общей сметы проектов.
Однако критерии отбора фильмов и сериалов как "национальных продуктов", претендующих на госфинансирование, в документе практически не обозначены. Согласно законопроекту предполагается, что отбор будет проводиться по "балльной системе", утверждаемой Кабмином отдельно. Неизвестно, будет она аналогом балльной оценки, предлагаемой, например, в Европейской конвенции о совместном кинематографическом производстве для определения "европейскости" произведений или же чиновники попытаются придумать очередное ноу-хау, как в случае с системой оценки картин, произведенных страной-агрессором и запрещенных к показу с 4 июня. Эти критерии — универсальные и понятные — до сих пор не сформулированы. И юридические отделы телеканалов пользуются этим для собственной выгоды.
Принимая законопроект без уточнения хотя бы ключевых принципов балльного механизма признания аудиовизуального продукта "национальным", парламентарии рискуют наступить на те же грабли, что и с запретом российских картин. Ведь то, что четко и ясно не изложено в тексте законопроекта, скорее всего, впоследствии станет предметом торга между чиновниками и участниками рынка.
СПАСТИ ПРОДАКШЕН
Следует отметить, что в государственной поддержке продакшена телеканалы сегодня нуждаются как никогда ранее. Изза запрета демонстрации львиной доли российских телепроектов видеотеки отдельных каналов похудели вдвое. Доля украинских сериалов в эфире каналов "большой шестерки" не превышает 8%. Даже если считать "нашими" телеэпопеи, снятые в сотрудничестве с российскими, белорусскими и казахскими компаниями, этот показатель составляет не более 16%. В то же время доля сериального контента из РФ достигает 55%.
Каналы работают над заполнением образовавшейся лакуны за счет запуска собственных проектов. Но в сложившихся обстоятельствах велики шансы, что им придется работать на количество, а не на качество. Ранее в большинстве случаев украинские продюсеры рассчитывали на продажи своего продукта в РФ. Это изначально учитывалось при планировании сметы производства сериала или телефильма. Сегодня уповать на подобные продажи со стопроцентной уверенностью невозможно.
Помимо этого, изза общей экономической ситуации в стране у вещателей резко сократились доходы от реализации рекламы. Объемы, скажем, рынка телерекламы и спонсорства по результатам 2013 года составили около 5 млрд. грн., что тогда было эквивалентно $625 млн. Аналогичный показатель в 2014 году немногим не дотянул до 4 млрд. грн., что в долларах по средневзвешенному годовому курсу составило почти $450 млн. В нынешнем году, по прогнозам Всеукраинской рекламной коалиции, телеканалы смогут в лучшем случае повторить прошлогодний результат в гривне, что в долларах составит менее $200 млн.
Такое положение дел, с одной стороны, говорит о том, что государству, если оно хочет сохранить национальный кино и телепродакшен, нужно срочно принимать меры. Но с другой — рассчитывать на наполнение фонда за счет реализации имущественных прав на проекты, снятые за казенные деньги, в ближайшие пять лет явно не стоит. А позволит ли Минфин выдавать требуемые продакшенам суммы из казны, если от продажи их фильмов в фонд не будут поступать деньги, вопрос риторический.
ЗАГРАНИЦА НЕ ПОМОЖЕТ
Решать эту проблему телевизионщики предлагают по венгерской и чешской схемам государственной поддержки кинематографа. Суть ее в том, что государство возвращает иностранным студиям, чьи команды приезжают в Украину на съемки, часть затрат на производство фильмов (до 25% — съемочным группам, а иностранным актерам — до 10% от суммы их гонораров). Условие для получения таких компенсаций одно — большая часть съемочного процесса организуется в Украине. По замыслу авторов, это должно не только привлекать инвестиции в страну, но и создавать стимулы для развития сферы услуг, причем связанных не только со съемочным процессом. Украину будет посещать больше иностранцев, а значит увеличится выручка отелей, кафе и т.д. Кроме того, украинские ландшафты получат рекламу за рубежом, что привлечет больше туристов.
По оценке самих телевизионщиков, в случае принятия налоговых льгот уже через год-два украинские компании смогут зарабатывать на услугах в сфере медиапроизводства $100–200 млн.
Однако результативность венгерской схемы вряд ли впечатлит наше Министерство финансов — по некоторым данным, каждый форинт, выплаченный Венгрией в качестве компенсации иностранным съемочным группам, принес местной экономике 1,25 форинта.
Будет ли готово государство, находящееся на грани дефолта, оплачивать часть гонораров иностранным актерам в обмен на гипотетическую выгоду для местных предпринимателей? В лучшем случае над этой идеей в Минфине добродушно посмеются.
Фото: PHL
Обсуждения
Новости партнеров
Новости